|
СКУЛЬПТУРА В XV в. итальянская скульптура переживала
расцвет. Она приобрела самостоятельное, независимое от архитектуры значение, в
ней появились новые жанры. В практику художественной жизни начинали входить
заказы богатых купеческих и ремесленных кругов на украшение общественных
зданий; художественные конкурсы приобретали характер широких общественных
мероприятий. Событием, которое открывает новый период в развитии итальянской
ренессансной скульптуры, считается состоявшийся в Победил на
конкурсе блестящий рисовальщик Гиберти. Один из самых образованных людей
своего времени, первый историк итальянского искусства, Гиберти, в творчестве
которого главным были равновесие и гармония всех элементов изображения,
посвятил жизнь одному виду скульптуры — рельефу. Его искания достигли вершины
в изготовлении восточных
дверей флорентийского баптистерия (1425—1452 гг.), которые Микеланд- 420 Донателло. Снятой
Георгий. XV в. Фасад церкви Ор Сан-Микеле.
Флоренция. Донателло. Давид.
XV в. Национальный
музей Барджелло, Флоренция. жело назвал
«Вратами рая». Составляющие их десять квадратных композиций из позолоченной
бронзы передают глубину пространства, в которой сливаются фигуры, природа,
архитектура. Они напоминают выразительностью живописные картины. Мастерская
Гиберти стала настоящей школой для целого поколения художников. В его мастерской
в качестве помощника работал молодой Донателло, в будущем великий реформатор
итальянской скульптуры. Донато ди
Никколо ди Бетто Барди, которого называли Донателло (около 1386—1466), родился
во Флоренции в семье чесальщика шерсти. Он работал во Флоренции, Сиене, Риме,
Падуе. Однако огромная слава не изменила его простого образа жизни.
Рассказывали, что бескорыстный Донателло вешал кошелёк с деньгами у двери своей 421 Донателло. Конная
статуя кондотьера Гаттамелаты. XV в. Падуя. мастерской
и его друзья и ученики брали из кошелька столько, сколько им было нужно. С одной
стороны, Донателло жаждал в искусстве жизненной правды. С другой, он придавал
своим работам черты возвышенной героики. Эти качества проявились уже в ранних
работах мастера — статуях святых, предназначенных для наружных ниш фасадов
церкви Ор Сан-Микеле во Флоренции, и ветхозаветных пророков флорентийской
кампанилы. Статуи находились в нишах, но они сразу привлекали внимание суровой
выразительностью и внутренней силой образов. Особенно известен «Святой Георгий»
( |