|
В Поездка в
Рим вместе с Брунеллески чрезвычайно расширила художественные возможности Донателло,
его творчество обогатилось новыми образами и приёмами, в которых сказалось
влияние античности. В творчестве мастера наступил новый период. В Почти
десять лет Донателло работал в Падуе, старом университетском городе, одном из
центров гуманистической культуры, родине глубоко почитаемого в Католической
Церкви Святого Антония Падуанского. Для городского собора, посвящённого Святому
Антонию, Донателло выполнил в 1446—1450 гг. огромный скульптурный алтарь со
множеством статуй и рельефов. Центральное место под балдахином занимала
статуя Мадонны с Младенцем, 422 по обеим
сторонам которой располагалось шесть статуй святых. В конце XVI в. алтарь был разобран. До наших дней
сохранилась только сто часть, и сейчас трудно себе представить, как он
выглядел первоначально. Четыре
дошедших до нас алтарных рельефа, изображающие чудесные деяния Святого
Антония, позволяют оценить необычные приёмы, использованные мастером. Это тип
плоского, как бы сплющенного рельефа. Многолюдные сцены представлены в едином
движении в реальной жизненной обстановке. Фоном им служат огромные городские
постройки и аркады. Благодаря передаче перспективы возникает впечатление
глубины пространства, как в живописных произведениях. Одновременно
Донателло выполнил в Падуе конную статую кондотьера Эразмо де Нарни, уроженца
Падуи, находившегося на службе у Венецианской республики. Итальянцы прозвали
его Гаттамелатой (Хитрой Кошкой). Это один из первых ренессансных конных монументов.
Спокойное достоинство разлито во всём облике Гаттамелаты, одетого в римские
доспехи, с обнажённой на римский манер головой, которая является великолепным
образцом портретного искусства. Почти восьмиметровая статуя на высоком
пьедестале одинаково выразительна со всех сторон. Монумент поставлен параллельно
фасаду собора Сант-Антонио, что позволяет видеть его либо на фоне голубого
неба, либо в эффектном сопоставлении с мощными формами куполов. В последние
проведённые во Флоренции годы Донателло переживал душевный кризис, его образы
становились всё более драматичными. Он создал сложную и выразительную группу
«Юдифь и Олоферн» (1456—1457 гг.); статую «Мария Магдалина» (1454—1455 гг.) в
виде дряхлой старухи, измождённой отшельницы в звериной шкуре; трагические по
настроению рельефы для церкви Сан-Лоренцо, завершённые уже его учениками. |