|
Иной,
драматический настрой отличает монументальную роспись Леонардо «Тайная вечеря»,
исполненную им в 1495—1497 гг. по заказу Лодовико Моро для трапезной церкви
Санта-Мария делла Грацие в Милане. Судьба этого прославленного произведения
Леонардо трагична. Ещё при жизни мастера краски начали осыпаться. В XVII в. в стене трапезной пробили дверь, уничтожившую
часть композиции, а в XVIII в. помещение превратили в склад сена. Большой вред фреске нанесли
неумелые реставрации. В 446 Леонардо
да Винчи. Мадонна с Младенцем. (Мадонна Литта.) XV
в. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. 447 Леонардо
да Винчи. Тайная
вечеря. Конец XV в. Монастырь Санта-Мария делле
Грацие. Милан. разрушила
бомба. Предпринятая в Огромная
фреска (4,6 х мест, бурно
жестикулируют. Чтобы не создавать впечатления сутолоки, художник объединил
персонажи в четыре группы по три фигуры в каждой и расположил их слева и справа
от Спасителя. Леонардо отказался от традиционного размещения Иуды по другую
сторону стола, но предатель сразу узнаётся среди участников трапезы — по
отпрянувшей назад фигуре, судорожному жесту руки, сжимающей кошель, зловещему
затенённому профилю. Образ Христа — не только пространственный,
колористический, но и духовный центр композиции. Учитель одинок в своём мудром
спокойствии и покорности судьбе. Когда в Небольшой,
окутанный воздушной дымкой портрет молодой женщины, сидящей на фоне
голубовато-зелёного странного скалистого пейзажа, полон такой живой и нежной
трепетности, что, по словам Вазари, в углублении шеи Моны Лизы можно видеть
биение пульса. Казалось бы, картина проста для понимания. Между тем в
обширной литературе, посвящённой «Джоконде», сталкиваются самые противоположные
толкования созданного Леонардо образа. В истории
мирового искусства есть произведения, наделённые странной, таинственной и
магической силой. Объяснить это трудно, описать невозможно. В их ряду одно из
первых мест занимает изображение молодой флорентийки Моны Лизы. Она,
по-видимому, была незаурядной, волевой личностью, умной и цельной натурой.
Леонардо вложил в её удивительный, устрем- 448 Леонардо
да Винчи. Джоконда.
Начало XVI в. Лувр, Париж. 449 ленный на
зрителя взгляд, в знаменитую, словно скользящую загадочную улыбку, в
отмеченное зыбкой изменчивостью выражение лица заряд такой интеллектуальной и
духовной силы, который поднял её образ на недосягаемую высоту. В последние
годы жизни Леонардо да Винчи мало работал как художник. Получив приглашение
от французского короля Франциска I, он уехал в Нельзя себе
представить, что Леонардо да Винчи мог жить и творить в другую эпоху. И тем не
менее его личность выходила за пределы своего времени, поднималась над ним.
Творчество Леонардо до Винчи неисчерпаемо. О масштабе и уникальности его
дарования позволяют судить рисунки мастера, занимающие в истории мирового
искусства одно из почётных мест. С рисунками Леонардо да Винчи, зарисовками,
набросками, схемами неразрывно связаны не только рукописи, посвященные точным
наукам, но и работы по теории искусства. В знаменитом «Трактате о живописи» ( |