|
Среди
крупнейших скульпторов первой половины XV в. нельзя обойти вниманием Якопо делла Кверча
(1374—1438) — старшего современника Гиберти и Донателло. Его творчество,
богатое многими открытиями, стояло как бы в стороне от общего пути, по
которому развивалось искусство Ренессанса. Уроженец города Сиены, Кверча
работал в Лукке. Там в городском соборе находится выполненное этим мастером
редкое по красоте надгробие юной Иларии дель Карето. В 1408— 1419 гг. Кверча
создал скульптуры для монументального фонтана Фонте Гайя на площади Кампо в
Сиене. Затем мастер жил в Болонье, где его главным произведением стали рельефы
для портала церкви Сан-Петронио (1425—1438 гг.). Выполненные из тёмно-серого
твёрдого местного камня, они отличаются мощной монументальностью, предвосхищая
образы Микеланджело. Второе
поколение флорентийских скульпторов тяготело к более лирическому,
умиротворённому, светскому искусству. Ведущая роль в нём принадлежала семье
скульпторов делла Роббиа. Глава семьи Лукка делла Роббиа (1399 или 1400—
1482), современник Брунеллески и Донателло, прославился применением глазурной
техники в круглой скульптуре и рельефе, часто сочетая их с архитектурой.
Техника глазури (майолики), известная с глубокой древности народам Передней
Азии, была в Средние века завезена на Пиренейский полуостров и остров Майорку,
почему и получила своё название, а затем широко распространилась в Италии. Лукка
делла Роббиа создавал медальоны с рельефами на густо-синем фоне для зданий и
алтарей, гирлянды из цветов и плодов, майоликовые бюсты Мадонны, Христа,
Иоанна Крестителя. Жизнерадостное, нарядное, доброе искусство этого мастера
получило заслуженное признание современников. Большого совершенства в технике
майолики достиг также его племянник Андреа делла Роббиа (1435—1525). Донателло. Мария
Магдалина. XV в. Музей лель Опера дель Дуомо,
Флоренция. *По
библейской легенде, Юдифь спасла иудейский город Ветилуя от ассирийского
полководца Олоферна: она пробралась в палатку военачальника и огрубила ему
голову. **Мария
Магдалина, по библейской легенде, была исцелена Христом (он изгнал из неё
бесов). Ей первой явился Христос после Воскресения. ***Портал —
архитектурно оформленный вход в здание. ****Майолика
— керамика из цветной глины, покрытая стекловидной глазурью. 423 ЖИВОПИСЬ Огромная
роль, которую в архитектуре раннего Возрождения сыграл Брунеллески, а в
скульптуре — Донателло, в живописи принадлежала Мазаччо. Брунеллески и
Донателло переживали творческий расцвет, когда родился Мазаччо. По словам
Вазари, «Мазаччо стремился изображать фигуры с большой живостью и величайшей
непосредственностью наподобие действительности». Мазаччо
умер молодым, не дожив до 27 лет, и всё же успел сделать в живописи столько
нового, сколько иному мастеру не удавалось за всю жизнь. Томмазо ди
Джованни ди Симоне Кассаи, прозванный Мазаччо (1401 — 1428), родился в
местечке Сан-Вальдарно близ Флоренции, куда он юношей уехал учиться живописи.
Существовало предположение, что его учителем был Мазолино де Паникале, с
которым он затем сотрудничал; сейчас оно отвергнуто исследователями. Мазаччо
работал во Флоренции, Пизе и Риме. |