|
Классическим
образцом алтарной композиции стала его «Троица» (1427—1428), созданная для
церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции. Фреска выполнена на стене, уходящей в
глубину капеллы, которая построена в форме ренессансной арочной ниши. На
росписи представлены распятие, фигуры Марии и Иоанна Крестителя. Их осеняет
образ Бога-Отца. На переднем плане фрески запечатлены коленопреклонённые
заказчики, как бы находящиеся в самом помещении церкви. Расположенное в нижней
части фрески изображение саркофага, на котором лежит скелет Адама,
прародителя человечества, также словно выходит в пространство храма. Надпись
над саркофагом содержит традиционное средневековое изречение: «Я был таким
когда-то, как вы, и вы будете такими, как я». До 50-х гг.
XX в. это произведение Мазаччо в глазах любителей
искусства и учёных отступало на второй план перед его знаменитым циклом
росписей капеллы Бранкаччи. После того как в Томмазо
Мазаччо. Троица.
Деталь. XV в. Церковь
Санта-Мария Новелла. Флоренция. 424 Томмазо
Мазаччо. Чудо
со статиром. Фреска. XV в. Капелла Бранкаччи. Флоренция. ется здесь
с не виданной до тех пор реальностью пространства и архитектуры, с объёмностью
фигур, выразительной портретной характеристикой лиц заказчиков и с удивительным
по силе сдержанного чувства образом Богоматери. В те же
годы Мазаччо (в содружестве с Мазолино) создал в церкви Санта-Мария дель
Кармине росписи капеллы Бранкаччи, названные так по имени богатого
флорентийского заказчика. Перед
живописцем стояла задача средствами линейной и воздушной перспективы
построить пространство, разместить в нём мощные фигуры персонажей, правдиво
изобразить их движения, позы, жесты, а затем масштабы и цвет фигур связать с
природным или архитектурным фоном. Мазаччо не только успешно справился с этой
задачей, но и сумел передать внутреннее напряжение и психологическую глубину
образов. Сюжеты
росписей в основном посвящены истории апостола Петра. Самая известная
композиция «Чудо со статиром» рассказывает, как у ворот города Капернаума Христа
с учениками остановил сборщик налогов, требуя у них денег на под- держание
храма. Христос повелел апостолу Петру выловить в Генисаретском озере рыбу и
извлечь из неё статир. Слева на втором плане зритель видит эту сцену. Справа
Пётр вручает деньги сборщику. Таким образом, композиция соединяет три
разновременных эпизода, в которых трижды предстаёт апостол. В новаторской по
существу живописи Мазаччо этот приём — запоздалая дань средневековой традиции
изобразительного рассказа, от него в то время уже отказались многие мастера и
более столетия назад сам Джотто. Но это не нарушает впечатления смелой
новизны, которой отличаются весь образный строй росписи, её драматургия,
жизненно убедительные, чуть грубоватые герои. |