|
Иногда в
выражении силы и остроты чувства Мазаччо опережает своё время. Вот фреска
«Изгнание Адама и Евы из рал» в той же капелле Бранкаччи. Зритель верит тому,
что Адама и Еву, нарушивших Божественный запрет, ангел с мечом в руках
действительно изгоняет из рая. Главное здесь — не библейский сюжет и внешние
детали, а ощущение беспредельного человеческого отчаяния, которым охвачены
Адам, закрывший лицо руками, и рыдающая *Статир —
древнегреческая серебряная монета. 425 Томмазо
Мазаччо. Изгнание Адама и Евы из рая. Фреска. XV
в. Капелла
Бранкаччи. Флоренция. АНДРЕА ДЕЛЬ КАСТАНЬО Героический
и монументальный характер образов Мазаччо и Донателло возродился в
произведениях живописца Андреа дель Кастаньо (около 1421 — 1457). Согласно
Вазари, он был сыном крестьянина, жил в горах, получил суровое воспитание. И
искусство его так же мужественно и немногословно. Цикл
росписей виллы Кардуччи (позже Пандольфини) в Леньяйа близ Флоренции (около Кастаньо
средствами живописи как бы расчленяет и оформляет стены: нижний цоколь словно
выложен плитами цветного мрамора, орнаментированные пилястры отделяют стоящие
фигуры персонажей одну от другой, над карнизом проходит фриз с изображениями
путти. цвета «мрамора» и фона выдержаны в тёмно-зелёной и тёмно-красной гамме в
соответствии с традицией облицовки флорентийских зданий. Объёмные
фигуры выступают из стены, их ноги, а иногда головы и руки, словно выходят за
пределы обрамления. Знаменитый полководец и правитель Хорватии Пипо Спана,
воевавший с турками, воинствен и энергичен. Он стоит, как Святой Георгий у
Донателло, крепко упираясь в землю обеими ногами. Сивилла Кумская, изящная,
бесстрастная, гордая молодая женщина в алом одеянии со множеством складок,
держит в руке книгу. 426 Паоло
Уччелло. Сражение при Сан-Романо.
XV в. Галерея
Уффици, Флоренция. Ева, с
запавшими глазами и тёмным провалом искажённого криком рта. В августе В
творчестве его современника Паоло Уччелло (1397—1475), принадлежавшего к
поколению мастеров, работавших после смерти Мазаччо, тяга к нарядной
сказочности приобретала подчас наивный оттенок. Эта особенность творческого
стиля художника стала его своеобразной визитной карточкой. Прелестна его
ранняя маленькая картина «Святой Георгий». Решительно шагает на двух ногах
зелёный дракон с винтообразным хвостом и узорчатыми крыльями, словно
вырезанными из жести. Он не страшен, а забавен. Сам художник, вероятно,
улыбался, создавая эту картину. Но в творчестве Уччелло своенравная фантазия
сочеталась со страстью изучения перспективы. Эксперименты, чертежи, зарисовки,
которым он посвящал бессонные ночи, Вазари описывал как чудачества. Между тем в
историю живописи Паоло Уччелло вошёл как один из тех живописцев, кто впервые |