|
стал
применять в своих полотнах приём линейной перспективы. В молодости
Уччелло работал в мастерской Гиберти, затем выполнял мозаики для собора
Сан-Марко в Венеции, а вернувшись во Флоренцию, познакомился с росписями
Мазаччо в капелле Бранкаччи, оказавшими на него огромное влияние. Увлечение
перспективой отразилось в первом произведении Уччелло — написанном им в Смелые
искания Уччелло нашли выражение в трёх его известных картинах, заказанных
Козимо Медичи и посвящённых битве двух флорентийских полководцев с войсками
Сиены при Сан-Романо. В удивительных картинах Уччелло на фоне игрушечного
пейзажа сошлись в ожесточённой схватке всадники и воины, перемешались копья,
щиты, древки знамён. И тем не менее сражение выглядит условной, застывшей, на
редкость красивой, поблёскивающей золотом декорацией с фигурами коней
красного, розового и даже голубого цвета. 427 «ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ» БЕНОЦЦО ГОЦЦОЛИ Это первый
образец ренессансной росписи в светском (не культовом) здании — небольшой
домовой капелле флорентийского палаццо Медичи — Риккарди. Сооружённая Микелоццо
капелла напоминает драгоценный изукрашенный ларец: тяжёлый, с золотой лепниной
потолок, цветной мозаичный мраморный пол и сама роспись, подобно ковру или
нарядной ткани покрывающая стены. Три композиции независимо от форм
архитектуры переходят с одной плоскости на другую, лишь узкие орнаментальные
рамки отделяют их друг от друга. Изображена торжественная и как будто
бесконечная процессия волхвов, движущаяся среди слоистых причудливых скал,
холмов, водных потоков. Дивной
красоты пейзаж с далёкими лугами и строениями простирается вверх до самого
неба, на узком синем просвете которого вырисовываются кроны высоких деревьев.
Парят ангелы и птицы; цветы и травы покрывают землю. Многолюдная процессия на
прекрасных белых и тёмных конях в сопровождении изящных пажей медленно и
торжественно приближается к алтарю капеллы, где когда-то находилась картина
Фра Филиппо Липпи «Поклонение Младенцу». Роскошны одежды из парчи и бархата,
золото поблёскивает на их узорах, шапочках, нимбах ангелов, конской сбруе.
Шествие праздничной кавалькады заключало в себе актуальный политический
смысл, связанный со значительным событием во времена правления Козимо Медичи —
Вселенским церковным собором |