|
РАФАЭЛЬ С
творчеством Рафаэля (1483— 1520) в истории мирового искусства связывается
представление о возвышенной красоте и гармонии. Принято считать, что в
созвездии гениальных мастеров Высокого Возрождения, в котором Леонардо олицетворял
интеллект, а Микеланджело — мощь, именно Рафаэль был главным носителем
гармонии. Конечно, в той или иной степени каждый из них обладал всеми этими
качествами. Несомненно, однако, что неустанное стремление к светлому
совершенному началу пронизывает всё творчество Рафаэля, составляет его
внутренний смысл. Рафаэль
первоначально учился в Урбино у своего отца, затем у местного живописца
Тимотео Вите. В Рафаэль
Санти. Мадонна Конестабиле. Около
450 мастер
быстро превзошёл своего учителя. Рафаэля
называли Мастером Мадонн. Настроение душевной чистоты, ещё несколько наивное
в одной из его первых небольших картин — «Мадонна Конестабиле» (1502— 1503
гг.), — приобрело возвышенный характер в лучшем произведении раннего периода
Рафаэля — «Обручение Марии» ( изображение
молодой матери с Младенцем Христом и маленьким Иоанном Крестителем на фоне пейзажа.
Особенно хороша «Мадонна в зелени» ( Рафаэль
Санти. Мадонна ди Фолиньо. Начало
XVI в. Ватиканская
пинакотека, Рим. Рафаэль
Санти. Диспута.
Фрагмент. Начало XVI в. Ватиканский
дворец, Рим. 451 ВАТИКАНСКИЕ CTAHЦЫ Первое
помещение называется Станца делла Сеньятура («комната надписей»). В этой станце
находятся самые знаменитые росписи Рафаэля (1509—1511 гг.): фреска «Диспута»,
посвящённая богословию, «Афинская школа» — философии, «Парнас» — поэзии,
«Мудрость, Умеренность и Сила» — правосудию. Во фреске
«Диспута» изображены Данте, Савонарола, монах-живописец Фра Беато Анджелико. В
верхней части восседают на облаках апостолы, расположившиеся по обеим сторонам
Троицы в образах Христа, Бога-Отца и голубя — Святого Духа. Богоматерь и Иоанн
Креститель поклоняются Спасителю. Композиция сверху завершается (как во всех
фресках станц) округлой арочной формой. |