|
Гораздо
сильнее воздействие «Афинской школы» — великого произведения Рафаэля. Фреска
прославляет мощь разума, объемлющего весь мир. В её центре фигуры
величественного старца Платона с портретными чертами Леонардо да Винчи и
чернокудрого вдохновенного Аристотеля. О различии их философских доктрин свидетельствуют
указующие жесты: Платона — на небо, Аристотеля — на землю. Слева, внизу у
лестницы, Пифагор, окружённый учениками, читает книгу, справа Эвклид
(возможно, это портрет Браманте) чертит по грифельной доске. Погружён в глубокую
задумчивость Гераклит Эфесский (предполагают, что здесь изображён
Микеланджело). Неподалёку от Платона беседует со слушателями Сократ, а на
ступенях полулежит основатель философской школы киников Диоген. У края фрески
Рафаэль изобразил самого себя и живописца Содому, который до него начал
работать в станце. Станца
д'Элиодоро (1511 — которая
повествует о чуде, произошедшем в Иерусалимском храме, когда сирийский
полководец Илиодор, пытавшийся его ограбить, был изгнан оттуда небесным всадником
(намёк на изгнание французов из Папской области). Среди созерцающих чудо
зрителей изображён папа Юлий II. Над этой фреской Рафаэль работал вместе с
помощниками. Фрески «Месса в Больсене» и «Чудесное освобождение апостола
Петра из темницы» принадлежат целиком его кисти. Третья,
Станца дель Инчендио, в росписях которой Рафаэль прямого участия не принимал,
сильно уступает предшествующим. Рафаэль Санти. Афинская школа. (Платон и Аристотель.) Фрагмент фрески. Ватикан. 452 Успехи
Рафаэля были настолько значительны, что в В этих
помещениях Рафаэль и его ученики украсили потолки позолоченным стуком и
росписями, пол выложили узорчатым мрамором, а каждую стену до декоративной панели
покрыли многофигурными фресками. Росписи ватиканских станц (1509—1517 гг.)
принесли Рафаэлю славу, выдвинули его в ведущие мастера не только Рима, но и
Италии. Как и
прежде, Рафаэль вновь обратился к излюбленному образу Мадонны с Младенцем.
Мастер готовился к созданию своего великого шедевра -- «Сикстинской Мадонны»
(1515—1519 гг.) для церкви Святого Сикста в Пьяченце. В истории искусства
«Сикстинская Мадонна» — образ совершенной красоты. Эта большая алтарная картина
изображает не просто Божественную Мать с Божественным Младенцем, а чудо
явления Небесной Царицы, несущей людям своего Сына как искупительную жертву.
В обрамлении зелёных занавесей на светлых облаках стоит Мария с Младенцем на
руках. Взгляд Её тёмных без блеска глаз устремлён мимо и как бы сквозь зрителя.
Этому взору доступно то, что скрыто от других. В образе Христа, крупного
красивого ребёнка, угадывается что-то не по-детски напряжённое и провидческое.
Художник достиг здесь редкого динамического равновесия: кажущаяся ясная
простота, черты отвлечённой идеальности, божественность чуда и реальная
весомость форм сплетаются, дополняют и обогащают друг друга. Слева от Мадонны
папа Сикст IV в молитвенном умилении созерцает чудо. Благоговейно потупившая взор
Святая Варвара, принадлежащая, как и Мария, небесам, легко парит в облаках.
Два ангелочка, облокотившиеся на парапет, смотрят вверх и возвращают внимание
зрителя к центральному образу. |