Предыдущая Следующая
Впервые в
творчестве Рафаэля религиозный образ устанавливает полный контакт со
зрителем. Это и определяет высокую и волнующую человечность картины.
В последние
годы жизни Рафаэль создал росписи римской виллы Фарнезина. В её главном зале
находится фреска «Триумф Галатеи» (1519 г.). Морская нимфа Галатея плывёт по морю
на раковине, которую влекут дельфины. Окружающие её фантастические существа
и летящие
Рафаэль
Санти.
Сикстинская
Мадонна. XVI в.
Дрезденская
галерея, Германия.
453
ПОРТРЕТЫ РАФАЭЛЯ
Рафаэль
вошёл в историю живописи как создатель идеально-прекрасных образов. Его первые
произведения были созданы во Флоренции под воздействием традиций позднего
флорентийского портрета. Таковы портреты мецената Анджело Дони и его жены (1505 г.). Женский портрет
менее удался художнику, возможно из-за невыразительности облика самой модели.
Но её супруг предстаёт на картине человеком полным энергии, спокойной
собранности и воли.
С годами
портреты Рафаэля приобрели большую глубину и значительность. В портрете папы
Юлия II (1511 г.)
художник несколько смягчил и возвысил облик этого неистового, своенравного и
незаурядного человека. В групповом портрете, на котором изображены преемник
Юлия II Лев X, кардинал Людовик ден Росси и Лжулио ден Медичи (около 1518 г.), Рафаэль не
стремился приукрасить Юлия II, но как истинный
мастер
Возрождения сумел придать его образу внутреннее достоинство и значительность.
Лев X, изображённый с лупой в руке, рассматривает миниатюры рукописной книги,
что подчёркивает его гуманистические интересы.
В наследии
Рафаэля выделяются три портрета неофициального характера: на одном из них
предстаёт кардинал в красной мантии и шапочке (около 1518 г.), обладатель
сильного характера, на другом — неизвестная привлекательная молодая женщина,
так называемая «Лама в покрывале» (около 1514 г.). В этих полотнах Рафаэль показал себя
как выдающийся мастер колорита. Самое лучшее из трёх — портрет графа
Бальтассаре Кастильоне (1515
г.), выдающегося писателя, человека огромной духовной
культуры. Его книга об идеальном человеке своей эпохи «Придворный» (1513—1518
гг.) имела не только воспитательное значение, но и ярко отразила дух и жизнь
своего времени.
Рафаэль Санти. Донна Велата. Начало XVI
в. Галерея Питти, Флоренция, Италия.
Рафаэль Санти. Немая. Начало XVI в.
Национальная галерея, Урбино. Италия.
454
маленькие
амуры образуют проникнутую ликующей радостью композицию. В ней сочетаются
золотистые тона обнажённых тел, синева моря и неба.
Под
руководством Рафаэля в 1519 г,
была завершена роспись так называемых Лоджий — построенной Браманте большой
арочной галереи на втором этаже Ватиканского дворца. Многочисленные
декоративные фрески исполнили ученики Рафаэля по его рисункам. Позже росписи
были испорчены грубыми реставрациями. О творческой фантазии Рафаэля и его даре
декоратора можно судить отчасти по копии росписей Лоджий, украсившей стены
галереи Эрмитажного дворца (построена в Петербурге в 80-е гг. XVIII в. архитектором Джакомо Кваренги). Предыдущая Следующая
|