|
Широко
известный при жизни, Джорджоне был забыт уже в конце XVI столетия, его творчество открыли заново
лишь во второй половине XIX в. Сильное влияние он оказал на своего ученика Тициана,
который по натуре, характеру и масштабу дарования был ему во многом
противоположен. ТИЦИАН В отличие
от рано ушедшего из жизни Джорджоне Тициан Вечеллио прожил почти столетие
(1476 или 1477— 1576). Он родился в местечке Пьеве ди Кодоре близ Альп, учился
в Венеции у Джентиле и Джованни Джорджоне.
Юдифь. XVI в. Государственный
Эрмитаж, Санкт-Петербург. 465 Тициан.
Бегство в Египет. Государственный
Эрмитаж, Санкт-Петер6ург. Беллини, в Творчество
Тициана отличается исключительно широким и разносторонним охватом типов и
жанров живописи. Он один из создателей монументальной алтарной картины,
пейзажа как самостоятельного жанра, различных типов портрета, в том числе и
торжественно-парадного. Тициан принадлежит к величайшим колористам мировой
живописи, оказавшим сильное воздействие на её развитие в XVII столетии. В его творчестве идеальные образы
соседствуют с яркими характерами, трагические конфликты — со сценами ликующей
радости, религиозные композиции — с мифологическими и историческими картинами.
Влияние большой мастерской Тициана сказалось на всём венецианском искусстве. Долгая
жизнь Тициана делится на четыре творческих периода. Ранний (до Художника
привлекали образы пышной женской красоты, как, например, в самой известной
картине этого периода «Любовь небесная и земная» (1515—1516 гг.). Картина
радует прежде всего превосходной живописью, особенно в изображении сияющего
красотой обнажённого женского тела и роскошных тканей. Слава Тициана росла,
вскоре он стал известен за пределами Италии. Во втором
периоде творчества (1519—1530 гг.) Тициан создал для церкви Санта-Мария дельи
Фрари огромную алтарную картину «Вознесение Марии» (1516—1518 гг.), более
известную как «Ассунта». На примере этого шедевра Тициана можно судить о том,
насколько естественно и безупречно точно монументальные полотна великих
венецианцев были связаны с архитектурным интерьером, являясь его драгоценным
украшением. Картина подобна целостному организму, все части которого охвачены
стремительным и торжественным движением. Прекрасная земной красотой Мария в 466 Тициан.
Венера Урбинская. XVI в. Галерея Уффици, Флоренция. тёмно-красной
одежде неудержимо и плавно поднимается ввысь в золотистом токе воздуха; широк,
одухотворён жест Её воздетых к небу рук, Она оставляет на Земле смятённых,
взволнованных апостолов. В третьем
периоде творчества (начиная с |