|
467 Тициан.
Даная. XVI в. Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург. мазки
сглаживают чёткость очертаний, и живописная поверхность как будто вибрирует. Последняя
большая алтарная картина Тициана — «Оплакивание Христа» (1573—1576 гг.). В
сумеречном свете, на фоне грязной каменной ниши, группа близких застыла у тела
Христа в безмолвной скорби. С криком отчаяния выбегает навстречу зрителю
рыжеволосая Магдалина, жестом стремительно поднятой руки она словно призывает
весь мир разделить безмерное горе. Тициан
пережил крушение ренессансных идеалов, творчество мастера принадлежит уже
позднему Возрождению. Его герой, вступающий в борьбу с враждебными силами и
гибнущий, сохраняет своё величие. ПОЗДНЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ Во второй
половине XVI в. в Италии нарастал упадок экономики и торговли, католицизм вступил в
борьбу с гуманистической культурой, искусство переживало глубокий кризис. В нём
укреплялись антиренессансные антиклассические тенденции, воплотившиеся в
маньеризме (см. статью «Искусство маньеризма»). Маньеризм
почти не затронул Венецию, которая во второй половине XVI столетия стала главным очагом
позднеренессансного искусства. Хотя торговое и политическое значение
Венецианской республики неуклонно падало, как и её могущество, Город Лагун
по-прежнему был свободен 468 и от власти
Папы римского, и от иноземного владычества, а накопленные им богатства были
огромны. В этот период уклад жизни Венеции и характер её культуры отличались
таким размахом и великолепием, что, казалось, ничто не свидетельствовало о
закате слабеющего Венецианского государства. В русле высокой гуманистической
ренессансной традиции в новых исторических условиях в Венеции развивалось
обогащённое новыми формами творчество великих мастеров позднего Возрождения
Палладио, Веронезе, Тинторетто. АНДРЕА ПАЛЛАДИО Андреа
Палладио (1508—1580) — крупнейший ренессансный архитектор Северной Италии в
эпоху позднего Возрождения. Он родился в Падуе, большое влияние на него оказали
североитальянские гуманисты. Поэт Джанджорджо Триссино из Виченцы, учитель Андреа
ди Пьетро делла Гондола, дал ему имя Палладио (от греческой богини Афины
Паллады), потому что считал этого юношу способным возродить красоту и мудрость
древних греков. Для изучения античных памятников Палладио неоднократно посещал
Рим, а также Верону, Сплит в Хорватии, Ним во Франции. Палладио заложил
принципы зодчества, которые были развиты в архитектуре европейского
классицизма XVII— XVIII вв. и получили название палладианства. Свои идеи
Палладио изложил в теоретическом труде «Четыре книги об архитектуре» ( |