|
В последние
десятилетия жизни мастер занимался только архитектурой и поэзией. Творчество
великого Микеланджело составило целую эпоху и далеко опередило своё время, оно
сыграло грандиозную роль в мировом искусстве, а также оказало влияние на
формирование принципов барроко. КАПЕЛЛА МЕДИЧИ В ансамбле
капеллы Медичи, идея которой — трагическое бессилие человека перед неумолимым
быстротечным временем, архитектура и скульптура образуют нерасторжимое
единство. Замкнутая и тихая, перекрытая куполом капелла невелика. Её стены облицованы
белым мрамором, а пилястры, тяги, карнизы, обрамления окон — тёмно-серым, от
яркого света он кажется почти чёрным. Лёгкая, хрупкая, словно в траурном
обрамлении архитектурная конструкция заполнена массивными, выразительными
скульптурными формами. По боковым стенам расположены гробницы герцога Лоренцо
Урбинского и Джулиано Немурского. В статуях герцогов нет портретного сходства.
Меланхоличный, ушедший в размышление Лоренцо и в расцвете юности, внешне
собранный , но словно утративший решительность Джулиано — это своего рода
идеальные типы, они предстают в доспехах античных военачальников. Саркофаги
украшены аллегорическими изображениями времён дня: на саркофаге Лоренцо
помешены статуи «Вечер» и «Утро», на саркофаге Джулиано — статуи «Ночь» и
«День». Гробницам
тесно в пределах отведённого им пространства, статуям герцогов тесно в
заключающих их нишах, аллегорические фигуры изображены в очень сложных позах на
покатых и слишком коротких крышках саркофагов. Это ощущение стеснённости,
напряжения входит в общий замысел капеллы, вносит в неё оттенок диссонанса. Безрадостно
пробуждение «Утра». С трудом сбрасывает с себя молодая цветущая женщина бремя
кошмарных сновидений; её лицо полно страдания. Что-то устрашающее есть в
физической мощи «Дня», в повороте его головы. Лицо благодаря незаконченности
производит впечатление жуткой таинственной маски. Погружающийся в сон «Вечер»
окутан мягким движением светотени. Мучителен сон «Ночи»: поникла погружённая
в тень голова, в немолодом мускулистом теле ощущается бесконечная усталость.
Глубокий, заключённый в образе «Ночи» смысл раскрыл сам Микеланджело, ответив
поэту Джованни Строцци от имени статуи стихами: Отрадно
спать, отрадней камнем быть, О, в этот век, преступный и постыдный. Не
жить, не чувствовать — удел завидный, Прошу,
молчи, не смей меня будить. В центре
алтарной стены, не завершённой мастером, помешена статуя Мадонны, которая
кормит грудью Младенца. Предчувствие трагической судьбы сына словно отчуждает
Её от всего окружающего. Но сдержанное душевное волнение Марии согрето большой
человечностью, в её образе нет того внутреннего надлома, который господствует
в других статуях. Микеланджело Буонарроти. Саркофаг Джулиана Медичи. XVI
в. Капелла Медичи. Флоренция. 463 ДЖОРДЖОНЕ В историю
искусства Высокого Возрождения яркую страницу вписала Венеция, где этот период
продолжался до середины XVI в. Особое великолепие город приобрел после перестройки
его центра учеником Браманте Якопо Сансовино (I486— 1570). Напротив Дворца
дожей он воздвиг монументальную библиотеку Сан-Марко с ажурным фасадом,
органично связав её с ансамблем площади. У подножия колокольни собора Сан-Марко
мастер построил |