|
и
одновременно — муравейник. На всех этажах громадного сооружения кипит
неустанная работа: вращаются блоки, переброшены лестницы, снуют фигурки
рабочих. Заметно, что связь между строителями уже потеряна (не из-за
начавшегося ли «смешения языков»?): где-то строительство идёт полным ходом, а
где-то башня уже превратилась в руины. Картина «Несение креста» написана в Питер
Брейгель Старший. Битва
Масленицы и Поста. *Согласно
библейскому преданию, жители города Вавилона задумали построить башню до
небес, но Бог не позволил им осуществить этот план, «смешан языки» строителей
так, что они перестали понимать друг друга. 519 «НИДЕРЛАНДСКИЕ ПОСЛОВИЦЫ» ПИТЕРА БРЕЙГЕЛЯ СТАРШЕГО Эта
картина создана в стульев,
бьются головой о стену, висят между небом и землёй; другие же лишь отдалённо
напоминают русский фольклор, но содержание их тем не менее понятно. Например,
нидерландская поговорка «И в крыше есть щели» близка по смыслу к русской «И
стены имеют уши». «Бросать деньги в воду» означает то же, что и «сорить
деньгами», «пускать деньги на ветер» и т. п. Несмотря
на то что на картине представлены сюжеты ста девятнадцати пословиц, поговорок
и т. д., все они могут быть сведены к одной теме: речь неизменно идёт о напрасной,
бестолковой трате сил и средств. Здесь кроют крышу блинами, пускают стрелы в
пустоту, стригут свиней, согреваются пламенем горящего дома и исповедуются чёрту.
Хотя все эти занятия и явно абсурдны, брейгелевские персонажи предаются им так
серьёзно и деловито, что зритель не сразу замечает нелепость происходящего.
Глупость, ставшая повседневной привычкой, и безумие, возведённое в ранг
разумного начала, — вот стихия «Пословиц». Среди пёстрой сумятицы,
напоминающей то ли карнавальное гуляние, то ли сумасшедший дом, выделяются две
фигуры — обе на первом плане. Питер Брейгель Старший. Нидерландские пословицы. 520 Молодой
человек в розовом плаще беспечно вертит на пальце голубой, увенчанный крестом
земной шар: самонадеянный повеса вообразил, что движение мира подвластно его
прихоти. Однако другая пословица говорит: «Чтобы пройти мир, нужно согнуться».
Рядом со щёголем оборванец — согнувшийся в три погибели, с лицом, искажённым болезненной
гримасой, он влезает внутрь подобного же шара. У левого края картины, на
фасаде дома, выставлен шар с крестом, но обращённым вниз. В этом образе и заключён
подлинный смысл картины: мир перевёрнут вверх дном. |