|
В XVI в. легенду об Икаре воспринимали как
суровое предупреждение гордецам и недальновидным выскочкам, пренебрегающим
своим предназначением. Конечно, Брейгель знал и античный источник сказания —
«Метаморфозы» древнеримского поэта Овидия, где о пролетающих по небу Дедале и
Икаре говорится следующее: Каждый,
увидевший их, рыбак ли с дрожащей удою, Или
с дубиной пастух, иль пахарь, на
плуг приналёгший, — Все
столбенели и их, проносящихся вольно
по небу, За
неземных принимали богов. Художник
ввёл в свою картину фигуры пастуха, пахаря и рыболова, но придал этим образам
совсем иное звучание. Никто не восхищается Икаром. Его не видят или не желают
видеть: например, рыбак невозмутимо продолжает удить, хотя юноша и упал в воду
прямо у него на глазах. И пастух, и пахарь, и рыболов — каждый из них поглощён
своим делом. «Ни один плут не остановится, когда кто-то умирает» — так
говорит нидерландская пословица. Что
скрывается за подобной покорностью общему ходу вещей — мудрое смирение или
косная, жестокая слепота? Брейгель не знает ответа, но в течение всей своей
дальнейшей жизни будет стараться получить его. Давно была
замечена близость произведений Брейгеля к нравоучительным представлениям
средневекового народного театра. В картине «Битва Масленицы и Поста» ( *В
древнегреческой мифологии искусный мастер Дедал сделал крылья себе и своему
сыну Икару, скрепив перья воском. Дедал и Икар поднялись в небо, но Икар
взлетел слишком высоко — жар солнца растопил воск, и Икар упал в морс. 518 Глуп ли
маленький шут или он-то и есть истинный мудрец в этом мире? В Композиция
картины «Вавилонская башня», созданной в |