|
516 ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ (между
1 525 и 1530—1569) Питер
Брейгель Старший, которого коллекционеры именуют Мужицким Брейгелем, родился
в крестьянской семье. Как и большинство нидерландцев, он получил прозвище от
названия деревни, откуда был родом, но своим детям мастер передал это
прозвище уже как фамилию. О годах учения будущего художника сохранились весьма
скупые сведения: семейное предание гласит, что он учился в Антверпене у
Питера Кука ван Альста — прославленного в те годы живописца. Первое
документальное свидетельство о Питере Брейгеле — датированная В Иоахим Патинир. Отдых на пути в Египет. Прадо, Мадрид. В XVI—XVII вв. художественным центром Южных Нидерландов
стал город Антверпен. Расцвет антверпенской живописной школы наложил отпечаток
на творческую манеру её мастеров: художники XVI в. словно жили одним днём, постоянно следуя
переменчивой моде. Важная особенность их работы заключалась и в том, что картины
предназначались не конкретному заказчику, как в предшествующую эпоху, а
покупателю. В Нидерландах впервые появился художественный рынок В Антверпене с
городским
собором действовал особый торг, где продавались картины и скульптура. Иоахим
Патинир (между 1475 и 1480—1524) — антверпенский мастер, который считается
первым в истории искусства пейзажистом. Патинир нашел простой и одновременно
ёмкий способ изображения земной поверхности. Это так называемая пейзажная
трёхцветка, ставшая впоследствии классической: для ближнего плана художник
брал тёплые коричнево-жёлтые краски; для среднего — различные оттенки зелёного;
дальний план передавал синим цветом. В величественных пейзажах Иоахима Патинира
теряются фигурки библейских персонажей и на первый план выдвигается природа:
необозримые дали, исчерченные дорогами; грозно нависающие скалы; морские
заливы, врезающиеся в берег. 517 Питер
Брейгель Старший. Паление
Икара. Между 1555 и 1558 гг. Королевский музей изящных искусств, Брюссель. венного
совершенства. В Италии Брейгель прожил около года, но остался равнодушным к
изучению древних памятников и почти не водил знакомства с итальянскими художниками. Вскоре по
возвращении в Антверпен Брейгель создал картину «Падение Икара» (между 1555 и
1558 гг.). Прочитав название картины, зритель невольно смотрит на изображение
неба, но не находит там героя. Взгляд скользит по глади морской лагуны с
островами и парусниками, по скалистому, поросшему кустарником берегу. Вот
крестьянин прилежно выводит борозду на своём поле; стоит, рассеянно опираясь
на посох, пастух; деловито закидывает удочку рыболов. И вдруг неподалёку от
того места, где устроился рыбак, в ореоле жемчужных брызг зритель различает
ноги гибнущего Икара, уже почти скрывшиеся в пучине. Ветер разносит в стороны
перья его распавшихся крыльев. |