|
Размеры
триптиха довольно велики (центральная его часть — 220х195 см, боковые створки
— 200х97 см каждая), и зритель, приближаясь к нему, как бы погружается с
головой в этот причудливый многокрасочный мир, стараясь постичь тайный смысл,
заключённый в его хаосе. Отдельные фигуры и сцены объединены не внутренней
логикой повествования — между ними существуют символические связи, смысл
которых приходится искать за пределами изображённого на картине пространства. Первым
попытался «расшифровать» изображения триптиха монах Хосе де Сигуэнца в Большинство
современных учёных разделяют мнение Хосе де Сигуэнцы. Однако некоторые исследователи
считают триптих Иеронима Босха или символическим изображением алхимических
превращений вещества, или аллегорией мистического брака Бога с земной Церковью,
или отражением болезненных фантазий автора. Алтарь из Прадо до сих пор
остаётся одной из неразгаданных тайн великого нидерландского живописца. Иероним Босх. Сад наслаждений. Фрагменты центральной части
трёхстворчатого алтаря. Начало XVI в. Прадо, Мадрид. 515 Иероним
Босх. Святой
Иоанн Богослов на острове Патмос. 1485—1490 гг. Иероним
Босх. [Поклонение
волхвов. Трёхстворчатый алтарь. Около заключительная
часть Нового завета, содержащая описание конца света) сведена здесь к
минимуму; о грядущей катастрофе напоминают лишь ангел, указывающий святому на
небесное знамение, да горящий корабль на глади залива. Триптих
«Поклонение волхвов» (около Босх вводит
в канонический сюжет нетрадиционные образы: это фигура Святого Иосифа, который
сушит над костром пелёнки; группа зловещего вида персонажей, забравшихся в
вифлеемский хлев (исследователи считают их олицетворениями ослабляющих
Церковь беззаконий и ересей, а их предводителя в красном плаще и короне из
терниев — самим сатаной); любопытные поселяне, удивлённо глядящие на
Богоматерь и волхвов из-за угла и с кровли хлева. Мастера XV столетия, изображая евангельских персонажей,
избирали точку зрения молящегося: их взгляд был направлен снизу вверх. Иероним
Босх смотрит на сцену поклонения волхвов сверху вниз, как наблюдатель. Вокруг
вифлеемского хлева, во всю ширь триптиха, расстилается необъятный мир, в котором
сцена на переднем плане всего лишь одна из многих: вот сближаются два конных
отряда; вот волки нападают на путников; вот пляшут на лугу беззаботные
крестьяне... Босх связывает эти детали цельным пространством, постигает некий
ритм, оживотворяющий мир, открывает тайное единство природы. |