|
пейзаж с
песчаными холмами, скудной зеленью, неярким небом. Босх, по обыкновению,
словно задаёт себе и зрителю горький вопрос: вернётся ли бедный путник в
родительский дом. или кривой путь вновь приведёт его в этот бедный, грязный,
скучный притон? В картинах,
относимых исследователями к позднему периоду творчества Босха, тема зла и
греха отходит на второй план, уступая место образу прекрасного в своей будничной
простоте мира. В картине «Святой Иоанн Богослов на острове Патмос» (1485—1490
гг.) апостолу досаждает дьявол. Но каким жалким и безвредным кажется этот
полуящер-полукузнечик рядом со спокойной и величественной фигурой благоговейно
пишущего Иоанна. Этот бес способен лишь на мелкие пакости, достойные
проказника из начальной школы: он задумал стащить письменный прибор святого,
лежащий рядом с ним на земле. Но и это ему не удаётся: орёл (обычный символ
евангелиста Иоанна) зорко охраняет имущество своего хозяина. Тема конца света
(«Откровение Иоанна Богослова» — Иероним
Босх. Бродяга. Музей
Бойманса-ван-Бенингена, Роттердам, Иероним
Босх. Несение креста. Музей
изобразительных искусств, Гент. 513 Иероним Босх. Сад наслаждений. Центральная часть трёхстворчатого
алтаря. Начало XVI в. Прадо, Мадрид. 514 «САД НАСЛАЖДЕНИЙ» ИЕРОНИМА БОСХА Триптих
«Сад наслаждений» — самое известное и загадочное из произведений Босха — был
создан в начале XVI столетия. В Босх взял
за основу традиционный для Нидерландов того времени тип трёхстворчатого алтаря
и использовал ряд канонических тем (сотворение мира, рай, ад). Однако
результатом его работы стало произведение глубоко оригинальное, не имеющее
аналогий в искусстве предшественников и современников мастера. На внешней
поверхности закрытых створок алтаря художник изобразил Землю на третий день
творения. Она показана как прозрачная сфера, до половины заполненная водой.
Из тёмной влаги выступают очертания суши. Вдалеке, в космической мгле,
предстаёт Творец, наблюдающий за рождением нового мира. Алтарь
распахивается и радует глаз своими красками. Композиция левой створки
продолжает тему сотворения мира и посвящена зарождению растений, животных и
человека. В центре створки, посередине земного рая, изображён круглый водоём,
украшенный причудливым сооружением, — это источник жизни, из которого
выбираются на сушу разнообразные существа. На первом плане Господь
благословляет только что созданных им Адама и Еву. В
центральной части триптиха раскинулся чудесный волшебный «сад любви»,
населённый множеством обнажённых фигурок мужчин и женщин. Влюблённые плавают в
водоёмах среди замысловатых конструкций; составляют невиданные кавалькады,
оседлав оленей, грифонов, пантер, кабанов; скрываются под кожурой огромных
плодов... На правой
створке зритель видит ад. Эта композиция перекликается с изображением земного
рая на левой створке, но их связь основана на контрасте. Здесь царит тьма,
слабо озарённая пламенем дальнего пожара; исчезло изобилие природы — его
сменила оскудевшая, вытоптанная земля. Фонтана жизни здесь нет — трухлявое
«древо смерти» растёт из замёрзшего озера. Тут властвует не благой Творец, а
птицеголовый дьявол, который заглатывает грешников и, пропустив их сквозь
свою утробу, низвергает в бездну. |