|
Иероним
Босх. Воз
сена. Центральная часть трёхстворчатого алтаря. 1500—1502 гг. Эскориал, Мадрид. 511 Иероним
Босх. Искушение
Святого Антония. Фрагменты центральной части трёхстворчатого алтаря. Между 1490
и 1508 гг. Национальный музей старого искусства, Лиссабон. Португалии. стоящим на
четвереньках, а птица или рыба — летательной машиной или лодкой. В центре
композиции — коленопреклонённый Антоний с приподнятой в благословении рукой.
Антоний не ведает страха, его вера тверда и крепка. Он знает, что эти монстры,
лишённые внутренней силы, не смогут одолеть его. Спокойное и строгое лицо
Антония обращено к зрителю. Он как бы говорит ему: «Не бойся». Босх, как
никто другой, смог выразить безосновательность мирового зла: сверху яркая,
устрашающая раскраска, а под ней ничего нет. Прямо перед
отшельником возвышается полуразрушенная башня, в глубине которой, у подножия
креста, виднеется фигура Христа. Она почти незаметна, но это — смысловой
центр триптиха: на Христа смотрели с надеждой и верой все, кто молился перед
этим алтарём. Среди призраков и кошмаров, в самом аду Спаситель не оставляет
верующих в Него. Он сообщает Антонию спокойную убеждённость в постоянстве
добра, святой же передаёт её зрителю. Мастер
неоднократно обращался к сюжетам из цикла страданий Христовых. Эти его картины
резко выделяются среди множества подобных изображений: произведения Босха
окрашены индивидуальным переживанием, личной болью. Самое потрясающее из них —
картина «Несение креста», которая сейчас хранится в Гентском музее изобразительных
искусств. Вся сё плоскость заполнена человеческими фигурами, точнее лицами:
теснятся физиономии стражников, палачей, праздных зевак — грубые, уродливые.
Ещё более страшными делают эти лица переполняющие их фанатичная жестокость,
скотское равнодушие, тупое злорадство. На фоне этого человеческого зверинца особенно
прекрасными кажутся спокойные и кроткие лица Христа и Святой Вероники, в руках
которой белый платок с нерукотворным образом Спасителя. Христос идёт навстречу
своей смерти: направо, в ту сторону, которая в средневековом искусстве
отводилась для изображений, связанных со смертью и грехом. Вероника движется
налево, в мир жизни, унося на платке лик Христа. Картина
Босха «Бродяга» не связана непосредственно со Священной историей, но её тема
— земной путь человека — воплощена с той же силой и глубиной, какие мастера
Нидерландов привыкли вкладывать в изображения библейских со- *Вероника,
встроившая Христа по пути на Голгофу, отерла своим платом Его лицо, и на ткани
проступило Его изображение. 512 бытий.
Бродяга олицетворяет человека вообще — несчастного грешника, которому всегда
открыт путь к возрождению. Его легко узнать: это странник с внешних створок
«Воза сена»; он постарел, ещё более обносился, поранил левую ногу; по лицо его
сделалось мягче, спокойнее, в глазах не видно прежней скорби и
подозрительности. Изображённые на обеих картинах странники считаются
автопортретами Босха, исполненными мастером в разные периоды жизни. В
«Бродяге» в отличие от большинства работ художника пет ни фантастических, пи
драматических сцен. За спиной героя — убогая деревенская харчевня: крыша её
обветшала, оконные стёкла выбиты, в дверях солдат пристаёт к служанке, у стены
справляет нужду какой-то пьяница. Босх делает эту трущобу предельно ёмким
образом, воплощающим бесцельность и беззаконие существования её обитателей.
Бродяга принимает решение оставить прежнюю греховную жизнь: неуверенно, оглядываясь
назад, крадётся он к закрытой калитке. За калиткой расстилается типичный
нидерландский |