|
Раскрытый
алтарь являет зрителю тот же образ грешного мира, но уже в развёрнутом и
углублённом виде. Тема дороги-жизни и здесь сохраняет своё значение, по теперь
Босх рисует весь путь земной истории — от зарождения мирового зла (когда
сатана поднял бунт против Бога) до конца земного мира. Повествование
открывается сценой битвы на небесах и низвержения восставших ангелов (в
верхней части левой створки). Ниже зритель видит райский сад, а также сцены
сотворения Евы, грехопадения, изгнания Адама и Евы из рая. Центральная
часть триптиха изображает земной мир. Середину композиции занимает огромный
воз, нагруженный сеном. На языке пословицы, которую обыгрывает Босх, сено
означает недолговечные со- 510 блазны
мира: власть, богатство, почести, наслаждения. В гибельную погоню за сеном вовлекаются
представители всех сословий: в толпе среди одежд простолюдинов мелькают шлемы
воинов, мантии учёных, щегольские наряды знати, короны, папская тиара;
развеваются стяги германского императора и французского короля; монахини под
бдительным надзором дородной аббатисы деловито набивают сеном огромный мешок,
видимо рассчитывая употребить это добро на пользу Святой Церкви. Воз с сеном
движется словно триумфальная колесница мирской суеты. Его колёса безжалостно
давят застигнутых врасплох неудачников, а на возу расположилась компания
беспечных баловней судьбы: достигшие предела своих желаний, они не замечают,
что в воз, на котором они так уютно устроились, впряжены мерзкие страшилища с
рыбьими, жабьими, крысиными мордами. Эта нечисть увлекает воз, а с ним и всю
толпу прямо в ад, изображённый на правой створке триптиха. Замысел
«Воза сена» и глубже, и шире обыденного смысла пословицы: сквозь ярмарочную
суету здесь проступает гармоничный лик мира. Фоном для сцены дележа сена служит
прекрасная долина: величавый покой природы противопоставлен шумной и
бесплодной суете людей. Зритель, первоначально сбитый с толку пёстрым зрелищем
первого плана, с трудом различает в пустых небесах одинокую фигуру Христа.
Воз, переполненный сеном, бесцеремонно оспаривает у Христа центральную роль в
композиции. Кажется, перевес на стороне воза: его громада заполнила собой всю
середину композиции. Но эта победа иллюзорна: ещё миг — воз сдвинется, и
адское пламя в одно мгновение испепелит его вместе со всем грузом, тогда как
его Соперник постоянен и неуничтожим. Изображение Христа — подлинный центр
картины. «Алтарь
Святого Антония» (между 1490 и 1508 гг.) посвящён святому отшельнику, жившему
в III—IV вв. в Египте. Антоний почитался как защитник от пожаров и врачеватель
болезней. Житие святого рассказывает о том, что в начале своего подвижничества
Антоний неоднократно был искушаем бесами. Иероним
Босх проявил здесь всю безудержность и неутомимость своей фантазии в
изобретении ужасов и нелепиц. Действительность предстаёт сплошным кошмаром,
теряется различие между живым и неживым: тело ведьмы превращается в ствол
трухлявого дерева; из глиняного кувшина вырастают конские ноги; ощипанный гусь
жадно пьёт, опустив в воду безголовую шею; холм оказывается великаном, |