|
Результатом
Реформации стал разрыв значительной части стран и областей Европы (Северные
Нидерланды, рад германских земель, Швейцария, Великобритания, Скандинавские
страны) с католической традицией. Европе предстояло пережить кошмар религиозных
войн. ИЕРОНИМ БОСХ (около
1460—1516) Дух этого
тревожного и трагического века прочувствовал и частично предугадал
нидерландский художник Иерон ван Акен, более известный под псевдонимом
Иероним Босх. Он родился и провёл почти всю жизнь в городе Хертогенбос в
Северном Брабанте. Первые уроки ремесла Босх получил от деда и отца,
профессиональных живописцев. Затем он совершенствовался в своём искусстве,
обучаясь в нидерландских городах Гаарлеме и Делфте. В Картина
«Семь смертных грехов» принадлежит к числу его ранних работ. В центре
композиции — фигура Христа, здесь же сделана надпись: «Берегись, берегись, Бог
видит». Вокруг располагаются изображения семи смертных (способных
окончательно погубить душу) грехов — гнева, тщеславия, сладострастия, лени,
обжорства, корыстолюбия и зависти. Босх находит для каждого из грехов пример
из жизни, хорошо понятный зрителю: гнев иллюстрируется сценой пьяной драки;
зависть предстаёт в виде лавочника, злобно поглядывающего в сторону соседа;
корыстолюбие воплощает в себе судья, берущий взятку. Художник показывает, как
идут к своей погибели самые обыкновенные люди, погруженные в каждодневную суету;
сцены привычных, будничных злодейств движутся по нескончаемому кругу, как
пестрая, нелепая, жалкая карусель... За грехами неотступно следует воздаяние:
по углам картины располагаются ещё четыре изображения смерти, Страшного суда,
ада и рая, т. е. «четырёх последних вещей», по выражению проповедников того
времени. Уже зрелым
мастером Босх создал «Воз сена» (1500—1502 гг.) — 509 Иероним
Босх. Семь
смертных грехов. Около трёхстворчатый
алтарь, предназначенный скорее для раздумий, чем для молитвы. Очень вероятно,
что выбор сюжета Босху подсказала старая нидерландская пословица: «Мир — стог
сена, и каждый старается ухватить с него сколько может». Внешние
поверхности боковых алтарных створок представляют скромную, почти будничную
сцену: устало бредёт по дороге истощённый оборванный странник. (Дня
современников Босха дорога была символом земной жизни.) На каждом шагу он
видит зримые приметы торжествующего зла: шелудивая собачонка злобно рычит на
него; вороньё кружит над падалью; в глубине изображения разбойники обшаривают
прохожего; на холме вдали совершается казнь. И тут же, не обращая на всё это ни
малейшего внимания, пара беззаботных поселян лихо отплясывает под аккомпанемент
волынки... |