|
522 лисъ гладь
озера и закатное небо. Маленькая армия готова скрыться в темноте; последние
лучи солнца светят в спины уходящим. Но вот их движение замерло: конные и пешие
сгрудились вокруг неприметной фигурки упавшего с коня предводителя отряда. Он
привстаёт, опираясь на локоть, лицо его обращено в сторону заходящего солнца —
он отважился обернуться к свету и теперь ослеплён ярким сиянием закатных
лучей. Примечателен внешний облик упавшего. Его борода и орлиный нос —
канонические черты Савла Тарсиянина, но они же напоминают и другого человека,
современника Брейгеля, дона Фернандо Альвареса де Толедо, герцога Альбу
(1507—1582). Традиционный
сюжет наполняется современным художнику звучанием. Вспомнив чудесное прозрение
Савла, мастер вложил в свою работу отчаянную надежду на чудо — то единственное,
что ещё могло спасти его родину от опустошения. Чуда не произошло. Разорение, массовые
казни, бесчинства чужеземных
солдат стали уделом каждого нидерландского города, каждой деревни. Как
отголосок этих бедствий воспринимается картина Брейгеля «Избиение младенцев в
Вифлееме», созданная в Питер
Брейгель Старший. Избиение
младенцев в Вифлееме. *Согласно
Новому завету, Савл Тарсиянин (из Города Тарса в Малой Азии) направлялся во
главе вооруженного отряда в Дамаск, чтобы усмирить там христиан. Неожиданно
он услышал голос Христа: «Савл, Савл! что ты гонишь меня?». Пораженный, Савл
упал на землю и услышал повеление Господа: «..встань и иди в город, и сказано
будет тебе, что тебе надобно делать...». «Савл встал с земли и с открытыми
глазами никого не видел». Это событие перевернуло всю жизнь Савла: он принял
крещение и стал проповедником христианства — апостолом Павлом. 523 «МЕСЯЦЫ» ПИТЕРА БРЕЙГЕЛЯ СТАРШЕГО Работе над
этой серией пейзажей, изображающей полный годовой цикл изменений природы,
Брейгель посвятил весь 1 565 год. «Месяцы»
были созданы по заказу антверпенского финансиста Николаса Ионгелинка, видного
коллекционера произведений искусства, в собрание которого уже входили полотна
Брейгеля «Вавилонская башня» и «Несение креста». К своей коллекции Ионгелинк
относился сугубо практически — как к удобному средству вложения денег (что,
впрочем, было вполне обычным делом в среде нидерландских собирателей картин).
Когда художник ещё только начинал работу над «Месяцами», заказчик уже
распорядился их судьбой: 22 февраля |