|
у города.
Ионгелинк так и не выкупил свой залог, и лучшие картины Брейгеля оказались
запертыми в городском казнохранилище на долгие десятилетия. Вот уже
много лет «Месяцы» Брейгеля вызывают бурные дебаты исследователей. Спорят,
например, о том, сколько картин первоначально входило в серию: одни
предполагают, что их было двенадцать и каждая изображала определённый месяц;
другие доказывают, будто их всего четыре и посвящены они временам года, так
что из цикла исключается то «Сенокос», то «Жатва». Наиболее правдоподобна
версия, что Брейгель написал шесть картин, посвятив каждую двум месяцам сразу.
Открывается цикл картиной «Охотники на снегу» (декабрь — январь). Вторая
получила название «Хмурый день» (февраль — март). Третья (впоследствии утраченная)
картина — это апрель и май. Затем следуют «Сенокос» (июнь — июль), «Жатва»
(август — сентябрь) и «Возвращение стада» (октябрь— ноябрь). Питер Брейгель Старший. Охотники на снегу. 524 Несомненно,
идея «Месяцев» навеяна календарными миниатюрами часословов XIV—XV вв. Однако в картинах Брейгеля
господствует совсем иное настроение, чем в миниатюрах. Сцены сельских работ,
служившие в Средние века своеобразными символами соответствующих месяцев
(например, фигурка косца обозначала июнь, жнеца — август), занимают в его
картинах хотя и важное, но отнюдь не главное положение. Каждое время года —
это неповторимое состояние земли и неба. Так, в картине «Охотники на снегу»
зима под кистью художника предстаёт равниной, сияющей сплошной белизной
нетронутого снега, открывающейся зрителю внезапно и с высоты, словно в полёте;
зеленовато-серое небо невольно хочется назвать небесным сводом: так оно
холодно и спокойно. В «Жатве» прямо перед зрителем расстилается пшеничное поле
с его тяжёлой янтарной желтизной; небо над ним — сиренево-белое, словно отдавшее
земле всё своё живительное тепло. В
«Месяцах» художник начинает выводить на первый план укрупнённые фигуры людей.
Это крестьяне, занятия которых естественно подчинены смене времён года. Таким
образом, человек выступает как органическая часть природы. Все пейзажи не
только величавы, но и по-своему уютны. Даже в заснеженной равнине есть что-то
домашнее, ибо повсюду видны следы близости людей — трактир, запруда,
колокольня. Такова приветливая земля Нидерландов, жители которых лучше других
народов обживали природу, не нанося ей вреда. Питер Брейгель умеет показывать
зрителю самые простые вещи как чудо. Картинам «Месяцев» созвучны слова философа
и писателя Эразма Роттердамского (1469—1536): «Бог способен явить любые чудеса
— в нарушение законов природы, но ежедневно творит чудеса намного большие...
Эти чудеса в естественном ходе вещей, т. е. в самих законах природы, которые
нам привычны, и поэтому мы не замечаем их чудесности». Питер Брейгель Старший. Возвращение стада. 525 Питер
Брейгель Старший. Крестьянская
свадьба. 1566—1567 гг. Хуложественно-исторический музей, Вена |