|
Питер
Брейгель Старший. Крестьянская
свадьба. Фрагменты. 1566—1567 гг. Художественно-исторический
музей, Вена. 526 жестокость,
ужас и горе. Истина жива даже в безжалостный век, и её можно отыскать не
только в Священном писании, но и на страницах вечной книги природы. Брейгель
отказался от традиционного изображения нидерландского пейзажа, он как бы сузил
свой кругозор: заставил зрителя всматриваться в незамысловатые сцены деревенских
будней. Цикл картин «Месяцы» («Времена года»), созданный Брейгелем в Картины
«Крестьянская свадьба» и «Крестьянский танец» написаны Брейгелем в 1566— 1567
гг., т. е. в самое тяжёлое и
тревожное для его народа время. Эти изображения праздничного торжества простых
людей стали ответом художника на царившее повсюду горе. Жизнь в Нидерландах с
приходом герцога Альбы не прекратилась. Вот крестьяне играют свадьбу. Конечно
же, тесная деревенская хижина не подошла для брачного пира, поэтому гости
собрались в чисто убранном большом сарае. Дверь его снята с петель и
используется в качестве своеобразного подноса. У входа теснится толпа народа.
Не все из пришедших решились переступить порог, так как в те годы как раз был
оглашён особый указ испанского короля: число гостей на крестьянских свадьбах
не должно превышать двадцати человек. Именно поэтому в сарае достаточно
просторно и ни один из участников празднества не обойдён вниманием живописца:
ни Питер
Брейгель Старший. Крестьянский
танец. 1 566—1 567 гг. Художественно-исторический музей, Вена. 527 Питер
Брейгель Старший. Слепые.
Галерея
Каподимонте, Неаполь. Питер
Брейгель Старший. Слепые.
Фрагменты. Галерея
Каподимонте, Неаполь. темноглазый
музыкант с восторженно-удивлённым лицом, ни малыш в съехавшей на глаза шапке
с павлиньим пером, который старательно вылизывает свою тарелку, ни могучий
виночерпий, склоняющийся над кувшинами. На почётном
месте восседает невеста румяная деревенская красавица. Однако жениха за столом
не видно, поэтому большинство исследователей считают столь необычное
обстоятельство символичным: одни полагают, что содержание картины
перекликается с библейской притчей о Церкви-Невесте, ожидающей Жениха Небесного,
т. е. Иисуса Христа; другие же видят здесь иллюстрацию к нидерландской
пословице: «Беден тот, кто не присутствует на собственной свадьбе». Если
персонажи «Крестьянской свадьбы» подчиняются и предписаниям властей, и
дедовским обычаям, то в «Крестьянском танце» звучит в полную силу голос
свободы. Не случайно действие разворачивается здесь не в помещении, а на
вольном воздухе. Последняя
из известных ныне картин Брейгеля «Слепые» ( 528 не оба ли
упадут в яму?». Конечно же, при этом Иисус имел в виду слепоту духовную. Как
напоминание об этом Брейгель изображает в глубине картины церковь —
единственное место, где слепые могут получить исцеление. Но чтобы переступить
церковный порог, нужно быть зрячим или воспользоваться помощью зрячего; ни то
ни другое не доступно персонажам Брейгеля. Не была ли
картина «Слепые» своеобразным прощанием художника с людьми? Нет. Брейгель,
умерший в Брюсселе 5 сентября Нидерландская
культура в 60-е гг. XVI в. достигла высочайшего расцвета. Но в тот же период произошли события,
из-за которых старые Нидерланды прекратили своё существование: кровавое
правление Альбы, стоившее стране многих тысяч человеческих жизней, привело к
войне, начисто разорившей Фландрию и Брабант — главные культурные области
страны. Жители северных провинций, выступив в Важнейшей
же причиной гибели этой культуры была Реформация, навсегда разделившая
нидерландский народ на католиков и протестантов. В то самое время, когда имя
Христа было на устах у обеих враждующих партий, изобразительное искусство
перестало быть христианским. В католических
областях писать картины на религиозные сюжеты стало опасным делом: и
следование наивным красочным средневековым легендам, и идущая от Босха
традиция вольного истолкования библейских тем равно могли навлечь на художников
подозрение в ереси. В северных
провинциях, где к концу века восторжествовал протестантизм, живопись и
скульптуру «изгнали» из церквей. Протестантские проповедники яростно обличали
церковное искусство как идолопоклонство. Две разрушительные волны
иконоборчества — в 1566 и 1581 гг. — по-видимому, уничтожили немало
замечательных произведений искусства. На заре Нового
времени нарушилась средневековая гармония между земным и небесным мирами. В
жизни человека конца XVI столетия чувство ответственности за свои поступки перед лицом Бога уступило
место следованию нормам общественной морали. Идеал святости подменялся идеалом
бюргерской добропорядочности. Художники изображали мир, который их окружал, всё
чаще забывая о его Творце. На смену символическому реализму северного
Возрождения пришел новый, мирской реализм. |