|
В 502 ГУГО ВАН ДЕР ГУС (около
1400—1482) Гуго ван
дер Гус провёл почти всю жизнь в своём родном Генте и уже при жизни пользовался
всеевропейской известностью. Выдающийся немецкий художник Альбрехт Дюрер
назвал ван дер Гуса крупнейшим нидерландским живописцем и поставил сто в один
ряд с Яном ван Эйком и Рогиром ван дер Вейденом. Добившись признания
современников и разбогатев, ван дер Гус, неожиданно для своих сограждан, ушёл в
монастырь (около Алтарь
Портинари Гуго ван дер Гуса — едва ли не первое в истории искусства Северной
Европы произведение, в котором художник, тщательно продумав соотношения
фигур, подчинил их общей композиционной схеме. Но Гуго ван дер Гус в отличие
от итальянских мастеров руководствовался здесь
не столько законами
перспективы, сколько логикой сюжета: там, где итальянцы строили пространство
как архитекторы, он действовал как режиссёр. В его картине линии перспективы
сходятся не где-то за горизонтом, а в самом центре композиции: он совпадает с
фигуркой Младенца Христа. Этот алтарь
создан художником между 1473 и 1475 гг. для Томмазо ди Фолко Портинари,
купца-флорентийца, который в те годы жил в Брюгге и занимал ту же должность,
что и его предшественник Джованни Арнольфини, т. с. был торговым
представителем банка Медичи. Алтарь сразу же после окончания работы над ним
отправили в Италию, на родину заказчика. Долгое время это творение Гуго ван дер
Гуса находилось во флорентийской церкви Санта Мария Новелла. Как и
большинство произведений такого рода, Алтарь Портинари представляет собой
довольно большой (его размеры в раскрытом виде 249х574 см) триптих; при этом
все изображения подразделяются на два цикла, соответствующие основным
положениям алтаря: с закрытыми и раскрытыми боковыми створками. Гуго
ван дер Гус. Алтарь
Портинари. В открытом виде. Между 1473 и 1475 гг. Уффици, Флоренция. 503 На внешних
сторонах боковых створок алтаря, согласно установившейся традиции, изображена
сцена Благовещения. Центральную
часть алтаря и внутренние поверхности его боковых створок занимает сцена Рождества.
Перед Младенцем Христом прислонили колена Мария, Иосиф и ангелы; на боковых
створках алтаря к ним присоединяются донаторы — вся семья Портинари: сам
Томмазо, его жена Мария Маддалена, дочь Маргарита и двое сыновей. Рядом стоят
их святые покровители (чьи имена носят члены этого семейства). Каждого святого
можно узнать по его обычным атрибутам: Святой Антоний держит в руках
колокольчик и дорожный посох, Святой Фома — копьё, Святая Мария Магдалина —
алебастровый сосуд с благовониями, у ног Святой Маргариты — поверженный
дракон. Из-под навеса на Младенца смотрят вол и осёл. Возле нижнего края
картины помещён сноп колосьев — в знак того, что Христос, родившийся в Вифлееме
(в переводе с арамейского — «дом хлеба»), сделался для верующих Хлебом Вечной
Жизни. |