|
Фоном на
левой боковой створке служит суровый гористый пейзаж — там, ведя в поводу
осла, бредут Мария и Иосиф. Этот мотив «удвоения» персонажей напоминает
зрителю о том, что предшествовало сцене, изображенной в цент- Петрус Кристус. Святой Элигий. Собрание Роберта Лемана. Нью-Йорк. Петрус
Кристус (около 1410— 1472 или 1473), ученик Яна ван Эйка, работал в Брюгге.
Художник изобразил мастерскую Святого Элигия, жившего в VII в. парижского ювелира, а затем миссионера,
проповедовавшего в языческих областях Нидерландов. Святого Элигия считали покровителем
золотых дел мастеров. Как и ван Эйк, Кристус был внимательным наблюдателем,
не пренебрегавшим ни одной мелочью из повседневного человеческого окружения.
Но трепет жизни, наполнявший каждую деталь творений ван Эйка, в его картине
не ощущается. В лавке Элигия всё торжественно и бесстрастно, как и сам хозяин,
который, словно бы совершая священный ритуал, взвешивает на маленьких весах
унции золота. Дирк Боутс
(около 1415—1475) был уроженцем Гаарлема, но работал в Лувене. Творческая
манера Боутса отличается торжественно-благостным настроением, которое было
характерно для жизни религиозных братств Нидерландов XV в. Священнослужители и миряне, входившие в
такие общины, следовала евангельскому идеалу простой и честной жизни, видели во
всех людях братьев во Христе. Дирк Боутс. Благовещение. Встреча Марии с Елизаветой. Рождество
Христово. Поклонение волхвов. Многостворчатый алтарь. 504 ральной
части композиции, и как был труден путь, которым шёл к Рождеству весь Древний
мир. На правой створке в круг поклонения Младенцу включаются пастухи. Двое из
них, приблизившись, опускаются на колени, лица у них серьёзные и
одухотворённые. Чуть правее, по петляющей среди холмов дороге, неспешно
движется нарядная кавалькада. Передний путник в одежде пажа спрашивает дорогу
у одного из пробегающих мимо пастухов. Три приближающихся величавых всадника —
волхвы, восточные мудрецы, узнавшие о рождении Христа и принёсшие Ему дары. Всё
изображённое художником несёт в себе удвоенный смысл: небесная реальность
просвечивает сквозь реальность земную. Новорождённый лежит на охапке соломы,
брошенной на ровную и пустую поверхность пола, — маленький, беспомощный,
обнажённый, но Его крошечная фигурка является центром композиции, целью, к
которой в буквальном смысле устремляется весь мир картины. Свободное пространство,
оставленное вокруг Младенца, усугубляет Его одиночество, но оно же заставляет
задуматься о Его величии. Соломинки, служащие Ему постелью, золотясь, превращаются
в подобие сияния. Все фигуры располагаются вокруг Младенца полукольцом,
которое «размыкается» нижним краем картины.
Но, по 505 замыслу
художника, этот круг должен быть завершён молящимися перед алтарём
прихожанами. Они, таким образом, присоединятся к изображенным на картине
ангелам, людям, животным. Для Яна
ван Эйка повседневность и чудо, земля и небо
пребывали в нерасторжимом единстве. Гуго ван дер Гус лишён этого счастливого
знания: у него эти два мира словно разделены невидимой стеной. Безнадёжность
человека, оставленного Богом, сильнее всего выражена в картине «Успение
Богоматери», относящейся, видимо, к позднему |