|
Ганс Мемлинг. Мадонна с Младенцем. Левая часть двустворчатого Алтаря
ван Ньювенхове. Герард Давид. Крещение Христа. Центральная часть трёхстворчатого алтаря. Около Городской музей изобразительных искусств (музой Грунинге), Брюгге. Ганс (Ян)
Мемлинг (около 1433-1494) родился в Германии; начал обучаться живописи ещё на
родине, а в конце 50-х гг. приехал в Брюссель и поступил в мастерскую Рогира
ван дер Вейдена. В Последователем
Мемлинга стал Герард Давид (около 1460—1523), уроженец городка Оудеватер в
Голландии, работавший в Антверпене и Брюгге. В его картине «Крещение Христа»
богатство колорита сочетается с некоторой жёсткостью и застылостью линий. Все
фигуры как будто находятся в безвоздушном пространстве — так неподвижны складки
их одежд, листья деревьев кажутся вырезанными из жести, а поверхность воды
выглядит обледеневшей. Живы здесь только цвет и свет. Герард Давид смотрел на
искусство XV в. как на великолепный образец для подражания, стремился продлить жизнь
старых форм, тщательно их воспроизводя. 506 периоду
творчества художника. Вокруг1 смертного ложа Марии столпились
апостолы. Горе потери не объединяет, а разобщает их. В комнату умирающей
окружённый ярким свечением входит Христос, готовый принять душу Своей Матери.
Но только один из апостолов, сидящий у изголовья
справа, видит Его, остальные же слепы и глухи. У подножия смертного ложа
сидит Иаков Старший (по преданию, внешне похожий на Иисуса), и его отчуждённое
печальное лицо кажется скорбным негативом просветлённого лика Христа. Гертген тот Синт Янс. Семейство Христа в церкви. 1475—1480 гг.
Риксмузей, Амстердам. Гертген тот Синт Янс. Святой Иоанн Креститель в пустыне. Около Гертген
тот Синт Янс (между 1460 и 1465 — около 1495) родился в Лейдене, но работал в
Гаарлеме. Этот художник не прожил и тридцати лет, но он, как сказал о нём
Альбрехт Дюрер, «был живописцем ещё в утробе матери». В картине Гертгена тот
Синт Янса «Семейство Христа в церкви» евангельские персонажи предстают перед
зрителем в облике простых бюргеров: художник изобразил многочисленное и дружное
семейство, пришедшее как обычно в воскресенье в свой приходский храм. Они
расположились в церкви так покойно и уютно, словно в собственной гостиной. Да и
храм выглядит совсем по-домашнему; богослужение закончено, на полу играют дети,
церковный служка привычными движениями гасит свечи, прихожане тихо беседуют...
В сущности художник прав: церковь — это дом Божий, а семейство Христа —
полноправные хозяева этого дома. Большинство
работ Гертгена тот Синт Янса связано с гаарлемским монастырём ордена Святого
Иоанна Иерусалимского — само прозвище художника в переводе звучит как маленький
Герард из (монастыря) Святого Иоанна. Картина «Святой Иоанн Креститель в
пустыне», вероятно, предназначалась для того же монастыря. В этом произведении
художник приблизился к новому взгляду на природу как на особый мир, прекрасный
сам по себе, но тем не менее созвучный мыслям и настроениям человека. В работах
мастера можно обнаружить зачатки жанровой живописи, пейзажа, группового
портрета. Не будет преувеличением сказать, что «маленький Герард» за свою
короткую жизнь успел наметить те пути, на которых уже в XVII в. живопись Голландии снискала мировую
славу. |