|
Одним из
самых тонких колористов и искусных рисовальщиков XVI в. был тебризский мастер Султан Мухаммед,
автор аристократически изысканных «портретов» юных принцев. Стиль школы
Исфахана (Иран), столицы Сефевидов с конца XVI в., складывался под влиянием творчества придворного
художника Реза А6баси (около 1 575 — 1 635), замечательного рисовальщика,
автора галереи утончённых образов юных придворных и выразительных портретов
стариков. При дворе
османских султанов в Стамбуле (Турция) в XV в. работали итальянские мастера, в XVI—XVII вв. — каллиграфы, орнаменталисты и
миниатюристы из Ирана и Азербайджана; рядом с ними трудились и местные
художники. Османские владыки в первую очередь требовали от художника умения
убедительно воплотить идею абсолютной власти султана. В турецкой миниатюре
султан представал как идеальный правитель, глава превосходно устроенного
государства. Произведения придворных живописцев как бы наглядно подтверждали
описания успешных военных походов, пышных дворцовых приёмов, празднеств и
торжественных парадов. Художникам полагалось хорошо знать воссоздаваемые ими
события. А потому придворные живописцы нередко служили одновременно
придворными историками и сопровождали султана в военных походах. Турецкие миниатюры
красочны и занимательны, они изобилуют деталями, документально воссоздающими
образ эпохи. Иллюстрация к «Макамам» Харири. Национальная библиотека, Париж. 579 или
керамическими плитками полами открыты небу и воздуху. Альгамбра
дала имя стилю декоративно-прикладного искусства. Среди произведений,
выполненных в этом стиле, — большие керамические вазы с изящно-витиеватой
росписью люстром. По манере исполнения узора они родственны «альгамбрским»
шёлковым тканям, парчовым вышивкам, парадному оружию, золотым с эмалью украшениям.
Чарующий стиль «альгамбра» таит в себе догадку о «скрытом сокровище»,
понимаемом мусульманским искусством как зашифрованный путь к постижению
высшего знания и совершенной красоты. ИСКУССТВО ИМПЕРИИ ТИМУРИДОВ, СЕФЕВИДОВ И ОСМАНОВ С расцветом
в XV—XVII вв. поздне-средневековых империй — Тимура и Тимуридов (1370—1507 гг.) в Средней Азии, Сефевидов (1502—1736 гг.) в Иране,
Османских султанов (1299/1300 — 1922 гг.) в Турции — наступила эпоха создания
грандиозных городских архитектурных ансамблей, величие и пафос которых должны
были производить неизгладимое впечатление на подданных государя. Работы велись
с небывалым размахом. Для строительства столицы Тимура — Самарканда собрали
мастеров из Средней Азии, Индии, Ирана, Азербайджана, Ирака и Сирии. В начале
XV в. в Самарканде
появились два уникальных сооружения: соборная мечеть Тимура, так называемая
Биби-xaным (Госпожа-Повелительница), и его величественный мавзолей Гур-Эмир,
увенчанный великолепным рубчатым куполом с керамической облицовкой. Просторные
площади и широкие улицы с водоёмами, обсаженными вечнозелёными кустарниками и
цветниками, источниками и фонтанами, щедро расточающими влагу, великолепие |