|
Прекрасная
архитектура Альгамбры исполнена гармонии и возвышенной поэтичности.
Вознесённые на тонких, будто стебли тростника, мраморных колоннах, разнообразные
по форме арки, кажется, парят, отделяя залитые солнцем дворики от затенённых
галерей, охраняющих прохладу и полумрак молитвенного зала, кельи
или дворцового покоя. На изразцовых цоколях сверкают чистыми красками
геометрические орнаменты. Их сменяют хрупкие, похожие на изморозь резные
каменные узоры и надписи на стенах. Густо-коричневое кружево карнизов и
изумрудно-зелёные черепичные кровли завершают убранство здания. Во внутренних
помещениях на сталактитовых куполах, на стенах с тонко прорисованными
арабесками играет разноцветный живой узор, создаваемый пятнами света,
льющегося сквозь оконные решётки и витражи. В глади бассейнов отражаются вечнозелёные
деревья и цветущие кусты. Нежно журчат серебристые струйки фонтанов в гранёных
чашах. Дворики с вымощенными мрамором *Изразцы —
плитки из обожжённой глины, часто покрытые росписями или глазурью (стекловидным покрытием
поверхности, закреплённым обжигом). 578 МИНИАТЮРА Рукописная
книга ценилась в мусульманском обществе как святыня и драгоценность и была
плодом совместных усилий каллиграфа, орнаменталиста, миниатюриста и
переплётчика. Чтение и рассматривание рукописи должно было доставлять интеллектуальное
и эстетическое наслаждение. Миниатюры
конца XII — XIV вв., созданные в мастерских городов Ирака, Ирана, Сирии и Египта, унаследовали
подчас далёкие друг от друга традиции сирийской и византийской живописи.
Однако при всех различиях в художественных приёмах и сюжетах книжные
иллюстрации той поры имеют и много общего. Условность в изображении места
действия и персонажей в миниатюрах сочетается с мастерским владением линией и
цветом; множеством занимательных подробностей. Жанровые сценки, особенно в
миниатюрах к поучительным коротким рассказам «Макамам», сочинённым иракцем
аль-Харири (1054—1122), окрашены мягким юмором, порой скрывающим насмешку; их
действующие лица отличаются театральной выразительностью жестов и живостью поз. Миниатюра
в ту эпоху воздействовала на стиль всех видов декоративного искусства. Наиболее
популярные изображения — сцены царских приёмов, пиров, охот, сражений,
портреты правителя на троне или на коне — почти без изменений переносились со
страниц рукописей на сосуды из керамики, стекла и бронзы, включались в узоры
тканей, ковров и резных шкатулок из ценных пород дерева или слоновой кости. О
расцвете миниатюры в XII в. можно сулить по живописи на керамике, обнаруженной при раскопках города
Фустата в Египте или выполненной в мастерских иранских городов Рея и Кашана. В
частности, великолепным достижением искусства является иранская многоцветная
керамика минаи': чаши
и кубки, расписанные красками поверх глазури (стекловидного покрытия на
керамике, закрепляемого обжигом). В XV в. при дворе Тимуридов в Герате (Иран) работала
китабхане — книжная мастерская, где были собраны лучшие каллиграфы и живописцы
из Багдада (Ирак), Шираза и Тебриза (Иран). Там сложился утончённый стиль
миниатюры, которую отличали изящный рисунок и чистые и «звучные» краски. В
Герате работал выдающийся миниатюрист, «редкость эпохи» Кемаледдин Бехзад
(около 1455—1535 или 1536). В своих произведениях, то насыщенных действием, то
лирических, то располагающих к размышлению, он создал многогранный мир
поэтических и философских образов. В 20-е гг. XVI в. Бехзад возглавил придворную книжную
мастерскую в первой столице Сефевидов — Тебризе; его творчество оказало
значительное влияние на развитие тебризской и других восточных школ живописи. |