|
Изразцы из Альгамбры. XIV в. Национальный археологический
музей, Мадрид. Изразцы из дворца Алькасар. XIV в. Севилья. Испания. 576 тей
колонного типа. От иракских предшественниц её отличали более компактная
планировка и появление удивительно
пропорциональных высоких
стрельчатых арок, которые с этого времени стали характерной чертой
произведений архитектуры в мусульманских странах. История
средневекового мусульманского мира насыщена бурными политическими событиями. В
XI—XII вв. турки-сельджуки покорили Среднюю Азию,
Иран, Северное Междуречье и Малую Азию. В XIII в. им на смену пришли монголы, захватившие
Багдад в В Северной
Африке и Южной Испании распространилась власть династий Альморавидов
(1056—1146 гг.) и Альмохадов (1121/1122—1269 гг.). Около трёх столетий в
сердце мусульманского мира правили (вплоть до Мечеть
Ибн-Тулуна. 876—879 гг. Каир. Египет. МАВРИТАНСКОЕ ИСКУССТВО Мавританское
искусство — это условное название художественного стиля, который сложился и
расцвёл в Северной Африке и Андалусии (Южная Испания) в XI—XV вв. Ярче всего мавританский стиль проявился
в архитектуре. Жемчужина
мавританского зодчества — Альгамбра (на окраине города Гранада в Испании),
укреплённая резиденция гранадских эмиров (правителей). Построена она в XIII—XIV вв. Это уникальный памятник искусства и
вместе с тем типичный образец мусульманской «скрытой архитектуры». Массивные
стены крепости, её башни и ворота с бастионами, ловушками и потайными входами
скрывают и защищают «сокровище» — дворец, одновременно роскошный и удобный для
жизни. В основе композиции дворцового ансамбля лежит система дворов, расположенных
на разных уровнях. Изысканно строгий Дворик миртов с прямоугольным бассейном,
обсаженным апельсиновыми деревьями и миртами, с грациозными портиками на
торцах был центром Дворца приёмов. Под прямым утлом к нему примыкает Дворец
львов с залами, утончённое
убранство которых создаёт атмосферу роскоши и покоя. В центре дворца —
покоряющий соразмерностью и красотой форм Дворик львов с фонтаном, окружённым
двенадцатью фигурами каменных львов. Эти грубоватые, схематичные изваяния,
как утверждает надпись на фонтане, не могут никого испугать, «ибо им не
хватает Дворик
львов. Альгамбра. XIII—XIV вв. Гранада. Испания. *Турки-сельджуки
— среднеазиатские тюркские племена, названные так по имени своего предводителя
и X — начале XI в. Сельджука. 577 Альгамбра.
XIII -XIV вв Гранада. Испания. жизни,
чтобы показать своё неистовство». Особую роль в художественном образе
Альгамбры играют надписи. С совершенством исполненные и виртуозно вплетённые в
убранство здания, они легко читаются, внушая религиозные и эстетические идеи,
как бы исходящие от самой архитектуры: «Вглядись внимательно в мою
изысканность и пожни пользу от пояснения украшения...». |