|
Подчёркнуто
монументальный стиль искусства Аббасидов окончательно сложился в архитектуре и
оформлении построенного в середине IX в. города-резиденции Самарры (от арабского названия,
которое в переводе означает «приятная для глаз»), протянувшейся более чем на
тридцать километров вдоль берега Тигра. Первый из самаррских дворцов, Джаусак
аль- *Астрология
(от греч. «астрон» — «звезда»
и «логос» — «слово», «знание») — учение о связи
расположения небесных светил и исторических событий, судеб людей и пародов. 575 Хакани,
построенный в Самаррская
дворцовая живопись с плоскостными контурными фигурами, которые скорее
обозначали, чем изображали охоту, пир, танец, тоже отчасти возрождала традиции
искусства древневосточных империй. Напротив, рельефы, украшавшие мечети,
дворцы и жилые дома Самарры, свидетельствовали о том, что в тот период в
мусульманском искусстве начал формироваться новый тип орнамента — арабеска, как назвали его европейцы. Прекрасно
сохранившаяся мечеть Ибн Тулуна (876—879 г.) в Каире (Египет) блестяще
завершила ряд грандиозных аббасидских мече- Минарет
Мальвия. Середина IX в. Самарра. Сирия. АРАБЕСКА Арабеска
(от франц. arabesque — «арабский») — так назвали европейцы
характерный для арабского и иранского искусства сложный узор, созданный на основе
точного математического расчёта. Арабеска построена на повторении и умножении
одного или нескольких элементов узора — геометрических фигур, растительных
мотивов. В рисунок арабески могут вплетаться надписи, изображения животных,
птиц, людей и фантастических существ. Такой орнамент фактически исключает
фон: один узор вписан в другой, плотно заполняя поверхность. Этот принцип
европейцы назвали «боязнью пустоты». Рисунок арабески по ритму созвучен
арабской классической поэзии и музыке и согласуется с представлениями
мусульманских богословов о «неопределённо продолжающейся ткани Вселенной».
Бесконечное, протекающее в заданном ритме «движение» арабески может быть
остановлено или продолжено в любой её точке без нарушения целостности узора.
Арабеску можно размещать на поверхности любой конфигурации и размера: не
существует никакой принципиальной разницы между орнаментальными композициями на
стене здания или ковре, на переплёте рукописи и керамическом или ювелирном
изделии. |