|
Внутреннее
убранство здания поражает великолепием. Его стены облицованы узорчатыми мраморными
панелями; колонны увенчаны золочёными капителями; над ними Куббат
ас-Сахра (Купол Скалы). 687—691 гг. Иерусалим. Израиль. Куббат-ас-Сахра
(Купол Скалы). Интерьер. 687—691 гг. Иерусалим. Израиль. 573 Мечеть
Омейядов. 705—715 гг. Дамаск. Сирия. 574 протянулись
массивные балки, которые, как и притолоки четырёх входных дверей, обшиты снизу
бронзовыми пластинами с чеканкой и позолотой. Верхние части окон и обрамления
арок украшают мозаики зелёных, синих, перламутровых, пурпурных и золотых тонов.
Купол, заново поставленный в В городах
Сирии и Палестины первые соборные мечети строились на участках, купленных у
христиан. В новых сооружениях использовались материалы и части прежних
зданий. Так был возведён один из самых значительных памятников эпохи — Большая
мечеть Омейядов в Дамаске (705—715 гг.), в которую вошли остатки римского
святилища Юпитера Дамасского и христианской церкви Иоанна Крестителя. Дамасская
мечеть внутри была украшена цветным узорчатым мрамором и великолепными
мозаиками с картинами фантастического города-сада. Памятники
изобразительного искусства периода правления Омейядов — мозаики Купола Скалы и
Большой мечети в Дамаске, произведения живописи и скульптуры из «замков
пустыни» — показывают, как приобретало характерные черты искусство
мусульманского Средневековья. Сюжетные линии, связывающие изображения с
реальностью, постепенно утрачивались. Всё большее значение приобретала декоративность.
Трёхмерное восприятие пространства сменилось двухмерным, объёмная трактовка
фигур — их силуэтной или контурной прорисовкой. В
композицию вводились мотивы, выработанные официальным искусством империй
Древнего Востока. Позднее, в средневековом искусстве Ирана, Ирака, Сирии,
Египта и мусульманской Испании, эти традиции утвердились в узорах, изображённых
на тканях, коврах, вышивках, керамике, изделиях из стекла и металла. ИСКУССТВО ХАЛИФАТА АББАСИДОВ Халифы
династии Аббасидов (750— 1258 гг.) переместили центр Халифата в Ирак.
Стремление этих правителей утвердить могущество династии выразилось в
небывалом размахе градостроительства. Идея города как символа власти воплотилась
в архитектуре повой столицы — Багдада (Ирак), основанного на берегу реки Тигр
в |