|
Согласно
Корану, красота есть результат мудрой деятельности Аллаха на благо человеку и,
следовательно, красивое должно быть прежде всего полезным, целесообразным.
Руководствуясь этим принципом, правители Арабского халифата охотно использовали
традиции и опыт покорённых народов. Занимая древние города Палестины и Сирии,
арабы приспосабливали к своим нуждам городское хозяйство и существующие здания,
как жилые, так и культовые, руководствуясь хадисом: «Самая бесполезная вещь,
пожирающая богатство верующего, — строительство». Новые здания возводились
лишь там, где в них возникала потребность. Сура
Корана. Керамическая облицовка Куббат-ас-Сахры. Иерусалим. Израиль. *Керамика
(от греч. «керамос» — «глина») — изделия из
обожжённой глины с различными добавками. **Каллиграфия
— искусство изображения слова. ***Орнамент
— искусано изображения знака, символа. 568 КАЛЛИГРАФИЯ Согласно
одному из хадисов, Мухаммад сказал: «Письмо — половина знания». В
средневековой культуре мусульманских Востока и Запада степень овладения «красотой
письма», или каллиграфией, стала показателем интеллектуальности, образованности
и духовного совершенства личности. В истоках арабской каллиграфии лежит подчинение
написанного слова логике ясного, размеренного, ритмического чтения Корана. Ранний
почерк — ку'фи, тяготевший к прямолинейным, геометризованным формам букв,
господствовал в мусульманской каллиграфии вплоть до XII в. и был канонизирован как почерк, которым
пишутся заглавия сур Корана. В конце VIII—IX в. выделился и приобрёл популярность среди
переписчиков книг почерк насх («переписка»). Позднее он вошёл в число «шести
стилей» классического арабского письма наряду с пятью другими почерками.
Муха'ккак («правильный») отличался выразительностью чётких букв, а райха'ни
(«базиликовый») — изысканностью, которую сравнивали с нежным ароматом
цветущего базилика. У торжественного сульса («одна треть») криволинейные и
прямолинейные элементы соотносились в пропорции 1:3. Тауки' («указ») был более
убористым, а рика' — самым скорописным из всех почерков. В основе шести стилей
письма лежала система «уставного письма» — хатт мансуб, изобретённая багдадским
каллиграфом Ибн Муклой (886—940). Это система пропорций, определяющих
соотношения вертикальных и горизонтальных элементов букв, а также букв в слове
и строке. На основе классических арабских почерков персидские каллиграфы
разработали новые стили — талик и наста'лик, которые в свою очередь дали жизнь
множеству декоративных изысканных почерков. В Иране, Азербайджане и Турции в XV—XVII вв. распространился особый жанр
каллиграфии — кита: миниатюрная картина, образец одного или нескольких
почерков. Орудием
письма служило кала'м — тростниковое перо, способ очинки которого зависел от
избранного стиля и традиций школы. Автор трактата XIV в. наставлял: «Калам очиняется косо, и
знай — кончик калама должен соответствовать длине фаланги большого пальца, но
багдадские писцы очиняют его по длине ногтя...». Материалами для письма служили
папирус, пергамент и бумага, производство которой было налажено в Самарканде
(Средняя Азия) в 60-х гг. VIII в., а с конца X в. — и в некоторых других городах мусульманского
мира. Листы покрывали крахмальным клейстером и полировали хрустальным яйцом,
что делало бумагу плотной и долговечной, а нанесённые цветными чернилами
буквы и узоры — чёткими, яркими и блестящими. |