|
Образец каллиграфии. Почерк сульс. Иран. XVII
в. Государственные музеи, Берлин. ИСЛАМ И АРХИТЕКТУРА Несмотря на
войны и смены власти, арабские города быстро разрастались — во многом
благодаря морской и караванной торговле, паломничеству верующих, миграциям
ремесленников и переходящих к оседлости племён. Главное место в застройке
городов заняли культовые здания — мечети, архитектура которых формировалась в
соответствии с их назначением и местными строительными
традициями. Обряды мусульман первоначально не требовали сооружения специальных
зданий для молитвы в соответствии с хадисом: «Земля сотворена для меня как
масджид (буквально «место преклонения». — Прим. ред.) и
место чистоты, и где бы ни возникла у человека моей уммы (общины. — Прим. ред.) необходимость в молитве, пусть он молится».
Арабским отрядам в походах в качестве масджид служила очерченная на песке
территория, а киблу (направление к Каабе — главной святыне мусульман)
определяли 569 Соборная
мечеть в Кордове. Основана в по тени
воткнутого в землю копья. Первые мечети, как утверждал арабский историк IX в. аль-Балазури, были «нарисованными»: они
представляли собой очерченный, иногда обведённый рвом квадратный участок
земли. Границы такого участка в городе Куфе (Ирак), например, определили по
длине полёта стрел, пущенных из одной точки на четыре стороны света. Построенные
мечети появились лишь в 665—670 гг. Они представляли собой квадратный двор,
окружённый галереями на столбах или колоннах. На стороне, обращенной к Каабе,
ставили пять или более рядов колонн, которые создавали открытый во двор
молитвенный зал. Так сформировался распространённый в архитектуре арабских
стран тип колонной мечети. Особую выразительность интерьерам
колонных мечетей
придавали ряды арок, на которые опиралась крыша. Зародившаяся в колонных
мечетях Ирака идея создания пространства из множества одинаковых ячеек,
образуемых равномерно расставленными аркадами, получила широкое развитие во
всех арабских странах. Ячейки можно было легко добавить или убрать и тем самым
при необходимости изменить размеры здания. Со временем
мечети стали различаться по своему назначению. Небольшая мечеть, масджид,
служила местом индивидуальной молитвы. Джами' (или джума), соборная (или
пятничная) мечеть, предназначалась для коллективных молений, совершаемых всей
общиной в пятницу в полдень. Главная джами города стала называться Большой
мечетью (Джами иль-Кабир). В дни больших праздников горожане отправлялись в
загородную мечеть — мусалла', которая представляла собой открытую площадку с
единственной стеной на стороне, обращённой к Мекке. Отличительной
чертой любой мечети с конца VII — начала VIII в. стал михра'б — ориентированная на Каабу священная
ниша (плоская, условная или вогнутая), перекрытая аркой, небольшим сводом или
полукуполом и вставленная в раму. Стрельчатое завершение михраба отмечает
важнейшую точку на священной «оси ислама», благодаря которой, согласно
мусульманской традиции, осуществляется мысленная связь молящегося с земной
Каабой, отражающая его духовную связь с Каабой небесной. Святость михраба
подчёркивается его убранством и освещением: естественным — через окна в куполе перед ним или искусственным — от лампы, свисающей
с верхней точки михраба к центру ниши. Его освещение соответствует словам
Корана: «Аллах — свет небес и
земли. Его свет точно ниша; в пей светильник; светильник в стекле; стекло точно
жемчужная звезда. Зажигается он от дерева благословенного — маслины... Масло её готово воспламениться,
хотя бы его и не коснулся огонь. Свет на свете! |