|
*Арка, свод
и купол — архитектурные конструкции, используемые
для перекрытия пространства между столбами или колоннами (арка), а также
внутренних помещений зданий и сооружений разных размеров и формы (свод, купол). 570 Ведёт Аллах
к Своему свету, кого пожелает...». Соборная
мечеть, джами, отличается от обыденной масджид наличием минба'ра — кафедры, с
которой имам (глава мусульманской общины) произносит обязательную пятничную
проповедь. Минбар всегда расположен справа от священной ниши — михраба. Первый
минбар в форме сиденья с двумя ступенями был сделан по заказу Мухаммада в Начиная с VIII в. важнейшим признаком соборной мечети стал
минарет — высокая башня, с которой провозглашали призыв к молитве, чтобы он
был хорошо слышен всем жителям города. Предполагают, что идею минарета
«подсказала» мусульманам христианская колокольня. Однако очень скоро минарет
превратился в символ мусульманского присутствия на завоёванных территориях. С
IX—X вв. минарет начал служить
главным архитектурным ориентиром в запутанной застройке средневекового
мусульманского города. В различных формах минаретов отразились местные строительные
традиции и эстетические вкусы. На западе мусульманского мира получили развитие
варианты четырёхгранных минаретов, а на востоке — круглоствольных. Известно Клраван-сарай Таш
Рабат близ Нарына. Киргизия. Медресе
Шир-Дор. Самарканд. Узбекистан. Минарет
Калян. Фрагмент. 571 также три
спиралевидных минарета — два в Самарре (Ирак) и один в знаменитой мечети Ибн
Тулуна в Каире (Египет). Минареты украшали поясами узорчатой кирпичной кладки
или резьбой по камню, сталактитовыми карнизами и ажурными решётками балконов,
лентами орнаментов и надписей. Завершались минареты фонарём, куполком или
шатром. С XII в. на востоке распространился тип соборной
мечети с четырьмя айва'нами (сводчатыми или колонными залами без передней
стены) на каждой стороне двора. Айванная композиция характерна также для медресе'
— мусульманских богословских школ или университетов и караван-сараев —
постоялых дворов. ИСКУССТВО ХАЛИФАТА ОМЕЙЯДОВ В эпоху
первых арабских завоеваний и во времена правления династии Омейядов (661—750
гг.), воцарившихся в древнем городе Дамаске (Сирия), новые поселения возникали
вдали от столицы, на путях продвижения военных отрядов. Города Куфа и Ба'сра
на юге и Мосу'л на севере Ирака, Фустат в Египте и Кайруан в Тунисе скорее
напоминали укреплённые военные лагеря. Для защиты и расширения границ мусульманского
мира на его окраинах сооружались крепости — рибаты, обители благочестивых
воинов, борцов за веру. В сельских
районах Палестины и Сирии Омейяды строили свои поместья. С запустением этих мест
они превратились в «замки пустыни». Самые знаменитые из них — Кусейр-Амра
(10-е гг. VIII в.), Мшатта (первая половина VIII в.) в Иордании и Хирбет аль-Мафджар (40-е гг. VIII в.) в Израиле, Каср аль-Хайр аш-Шарки (около
|