|
Главные центры Ханьской империи
Лоян и Чанъань воздвигали по изложенным в древних трактатах правилам — по плану
с чётким делением на кварталы. Дворцы правителей находились на главной магистрали
города и состояли из жилых, и парадных покоев, садов и парков. Знатных людей хоронили в просторных
гробницах, стены которых были выложены керамическими или каменными плитами, а
потолки поддерживали каменные колонны, которые завершались, как правило,
парой драконов. Снаружи к погребальному холму вела Аллея Духов — охранителей
могил, обрамлённая статуями зверей. В погребениях обнаружены предметы,
дающие представление о повседневной жизни Ханьской эпохи. Например,
керамические раскрашенные модели
домов; глиняные расписные кувшины;
раскрашенные фигурки танцовщиц, музыкантов, домашних животных. Однако главную
роль в оформлении погребения играли рельефы. Наиболее богаты по содержанию
рельефы в погребениях
из Керамические фигуры из
гробницы Цинь Ши-хуанди. III в. до н. э. Провинция Шэньси. Книга из бамбуковых
пластинок. 625 Рельефы гробницы. I—II вв. Провинция Сычуань. провинций Шаньдун и Сычуань.
Например, на рельефах погребения в Сычуани представлены сцены жатвы, охоты на
диких уток, мчащиеся лёгкие колесницы, в которые впряжены тонконогие горячие
кони. Все изображения очень реалистичны. В древний период, завершившийся
падением могущественной Ханьской империи в III в. н.
э., сметённой грандиозным восстанием рабов, зародились традиции китайского искусства,
которые во многом определили его дальнейшие пути. Эпоха Средневековья в Китае
продолжалась гораздо дольше, чем в европейских странах. Она охватила период с
конца III в. до середины XIX в. Средневековье —
пора духовного подъёма Китая, время строительства больших городов, великолепных
садово-парковых ансамблей. В первых веках новой эры в Китае появилась пейзажная
живопись, которая стала главной выразительницей чувств и настроений людей.
Средние века прославились в Китае и многими другими открытиями: был изобретён
фарфор, книгопечатание, появилась каллиграфия — искусство художественного
письма. ПЕРИОД
СЕВЕРНАЯ ВЭЙ После крушения Ханьской империи
Китай на целых сто пятьдесят лет стал добычей кочевых племён, разорявших
города, уничтожавших дворцы, грабивших ценности. Страна вновь оказалась
раздробленной на мелкие царства. Начало новому объединению положило создание в
Северном Китае государства Северная Вэй (Тоба Вэй; 386—535 гг.), основанного
Тоба Гуем — вождём кочевых племён сяньбийцев. Вновь стало налаживаться
хозяйство, выросли столицы Пинчэн (Датун), а затем Лоян. Императоры Вэйского
царства, выходцы из среды кочевников, оказавшись под могучим влиянием
китайской культуры, стремились усвоить китайскую письменность, придерживаться китайских обычаев. Они запрещали племенные
обряды, одежду и язык. В этот период в Китае распространилась новая религия —
буддизм, проникший в страну из Индии через Центральную Азию (см. статью «Искусство
Индии»), Буддизм быстро прижился на китайской почве, так как вобрал в себя
местные философские учения, культы и верования. Он обогатил также и китайскую
культуру, привнеся в неё множество мифов и легенд, сложившихся в других
странах. |