|
В. культурной и политической
жизни Китая важную роль стали играть буддийские монастыри. По всей стране
начали строить грандиозные монастырские комплексы, вырубленные по типу
индийских в толще скал, а также деревянные буддийские храмы и высокие многоярусные
башни — пагоды, в которых 626 хранились буддийские реликвии.
Самыми древними скальными монастырями являются: Юньган (Храм Заоблачных
Высот), возведённый в IV—VI вв. в провинции Шаньси,
Лунмэнь (Ворота Дракона), сооружённый в VI—IX вв. в
провинции Хэнань, а также Цяньфодун, который начали строить в IV—V вв. в
западной провинции Китая Ганьсу. Монастыри украшали скульптурные
изображения Будды и буддийских божеств, рельефы, расписанные красками. Статуи
Будды порой достигали пятнадцати метров в высоту и словно срастались со
скалой. Тяжеловесные сидящие фигуры жестами своих огромных ладоней как бы поучали
людей, несли им защиту и спасение, воплощая в своём облике идею
сверхчеловеческого и божественного. Более мягкими и одухотворёнными являлись
милосердные божества — бодхисаттвы, помощники Будды, призванные быть связующим
звеном между небесным и земным мирами и помогать людям в невзгодах. В их
хрупких бесплотных фигурах ощутимы веяния, неведомые Древнему Китаю, —
стремление выразить такие чувства, как сострадание и милосердие. ПЕРИОДЫ СУН
И ТАН Полнее и ярче всего
особенности средневекового искусства Китая проявились в период существования
двух могущественных государств: Тан (618—907 гг.) и Сун (960—1279 гг.).
Искусство для образованных людей той поры представлялось настолько же естественным
приложением сил и знаний, как и общественная деятельность. Например,
чиновники, жившие во времена Танской и Сунской династий, были одновременно поэтами,
художниками, теоретиками искусства и замечательными каллиграфами. Многие из
них являлись членами императорской Академии живописи, открывшейся в X в. Пути искусства Танского и
Сунского периодов тесно связаны с судьбами
Китая VII—XIII
вв. Мощное государство Тан, активное в своей
завоевательной политике, простёрлось далеко на запад и восток, достигнув
пределов Средней Азии. Сунская культура сложилась в совершенно иной
исторической обстановке. Кочевые племена киданей, тангутов и чжурчжэней
завоевали сначала северные земли Сунского государства, а в XIII в. его
целиком подчинили себе монголы. Монументальность и праздничность
— основные черты архитектуры периода Тан. Большое внимание в VII—X вв. уделялось застройке многолюдных столиц — Лояна
и Чанъаня (ныне город Сиань). Эти города представляли собой обнесённые
степами крепости, разделённые на торговые, жилые, дворцовые и храмовые
кварталы. Для них, как и в древности,
был характерен Пагода Суньюэсы. 627 Пaгода Даяньта (Большая Пагода Диких Гусей). VII в. Сиань. прямоугольный план с улицами,
пересекавшими город из конца в конец. На главной магистрали города, в
северной его части, располагался окружённый стенами ансамбль императорского
дворца. |