|
Дворцы, усадьбы и храмы возводили
из дерева по единому принципу. Размеры постройки строго определялись
знатностью владельца. Основной формой здания, как и в древности, оставался
прямоугольный в плане деревянный павильон с каркасом из столбов и поперечных
балок Здание имело обходную галерею со столбами, окрашенными красным лаком,
которые вместе с нарядными кронштейнами — доугу'н —
поддерживали широкие карнизы черепичных крыш. Эти выступавшие за пределы
здания крыши с загнутыми углами придавали архитектурным сооружениям
торжественность и благодаря своему «летящему»
силуэту сообщали ему особую лёгкость. Кроме того, крыши защищали здание от
дождя и яркого света. В городах и за их пределами,
недалеко от монастырей, возводили величественные кирпичные буддийские пагоды.
Танские пагоды имели обязательно нечётное (счастливое) число этажей — три,
пять, семь и более; отличались строгостью и удивительной гармонией пропорций.
Самая знаменитая из них — шестидесятиметровая семиэтажная пагода Даяньта
(Большая Пагода Диких Гусей), построенная в Словно могучий источник, рвущийся ввысь из-под почвы, Башня стоит одиноко, к горным, чертогам вздымаясь, Если подняться на башню, к самому верху подняться, Кажется, точно земного ты отрешишься навеки... Архитектура периода Сун, хотя
и основывалась на традициях танского зодчества, была гораздо сложнее и
многообразнее. Зодчие стали уделять большее внимание отделке зданий, более
тонко продумывали принципы сочетания архитектуры с природным окружением. В пору
расцвета Сунского государства (960—1127 гг.) в столице Баньлян (ныне Кайфын)
были проведены градостроительные реформы. Главные магистрали превратились в
торговые улицы, вдоль которых росли деревья, а каналы покрылись сетью
изогнутых, искусно выстроенных арочных мостов. Летописи сообщают о широком
размахе строительства дворцов из редких пород дерева. Пагоды по-прежнему
оставались монументальными, но усложнились их конструкция и убранство. Такова
знаменитая Тэта (Железная Паго- 628 да), возведённая близ Бяньляна
(1041 — 1044 гг.),
пятидесятиметровая стройная башня с тринадцатью затейливо изогнутыми
крышами, облицованная керамическими плитами цвета ржавчины. В XII—XIII вв.
государство Сун под натиском кочевников лишилось былого могущества. На юге, в
Ханчжоу, куда после захвата столицы в Новые веяния проникли и в
скульптуру Танского и Сунского периодов. Период Тан — время её расцвета.
Изображения буддийских божеств в скальных монастырях Лунмэня и Цяньфодуна
значительно отличаются от вэйских. Хрупкая грация тел и мистическая озарённость
лиц сменились полнокровной красотой, исчезла застылость поз. Статуи храмов
Танского времени |