|
гораздо свободней, чем прежде,
располагаются в пространстве. Они словно отрываются от стены, приобретая
гибкость, объёмность, соразмерность пропорций. Примером может служить
семнадцатиметровая статуя Будды Вайрочаны (Владыки Космического Света),
возведённая в В VII—VIII вв.
главное место среди других видов искусства заняла живопись. Охватив
многообразный круг явлений, она отразила и преклонение людей перед красотой
Вселенной, и мир животных и растений, и городской быт того времени. Важную
роль в становлении живописи этого периода сыграли теоретические трактаты —
например, трактат «Шесть законов живописи», созданный знаменитым художником
Се Хэ ещё в V столетии. В китайской живописи получили
самостоятельное значение жанры, ставшие на многие века традиционными. Жанр жэнъу' («люди») включал в себя всё, что касалось изображения
человека: портрет, исторические и мифологические сюжеты, сцены дворцового быта.
Прославленными живописцами этого жанра в Танский период были Янь Либэнь (VII в.) и
Чжоу Фан (VIII—IX вв.). Бытовые сценки, исполненные по заказу двора Янь Либэнем и Чжоу
Фаном, были написаны живо и с большим вниманием к земной жизни. От многочисленных
произведений Янь Либэня сохранился только один свиток с изображением тринадцати
императоров. Он воспроизвёл вереницу образов владык, живших задолго до его
времени. При всей условности типов, поз и лиц поражает, с каким изяществом и
свободой владеет художник гибкой линией, очерчивающей складки одежд, контуры
лиц, причёски. Ещё ярче выражено стремление к детальному описанию увиденного
у Чжоу Фана. В образах придворных красавиц, прогуливающихся с собачками,
играющих в шашки, он сумел воспроизвести не только атмосферу придворного быта,
но и новый, характерный для времени идеал полнокровной и земной красоты. Статуя Будды Вайрочаны
(Владыки Космического Света). VII в. Лунмэнь. Тэта (Железная Пагода). XI в. Кайфын. 629 Рельефы из погребения
императора Тай Цзуна. VII в. Сиань. Погребения императоров
Ганского царства были украшены скульптурой и рельефами на темы реальной жизни.
Особое место в погребальной скульптуре по праву принадлежит фигурам животных.
Горделивые верблюды, сопровождаемые бородатыми кочевниками, везут дань ко
двору императора; павлины распускают пышные хвосты; собаки лают; кони ржут, грызут удила и бьют
копытами. Сохранилось, например, шесть каменных плит с рельефным изображением
любимых коней императора Тай Цзуна (VII столетие). Рельефы
выполнены с таким мастерством, что в породистых мордах животных ощущается
трепет живых мускулов, а в стремительном беге — напряжение и грация. В жанре живописи хуа-ня'о («цветы-птицы») нашло поэтическое толкование
сложившееся ещё в древности представление о значительности каждого явления природы.
Философская идея «великого в малом» выражалась в том, что одна ветка, один цветок или птица как бы
вмещали в себя всю Вселенную. Многие живописцы Тайского и Сунского времени
посвящали себя этому жанру, с удивительной зоркостью запечатлевая лёгкое оперение
птицы, присевшей на дерево, красоту распустившегося пиона, грустное очарование
увядающих листьев клёна. Родоначальниками этого жанра считались Сюй Си и Хуан
Цюань, жившие в X
в. |