|
ИСКУССТВО ВЬЕТНАМА И ЛАОСА Древнейшая
культура на территории Северного Вьетнама получила название Донгшон. Основные
археологические памятники донгшонской культуры относятся к VI—I вв. до н. э. Особую группу находок
составляют большие бронзовые барабаны. По-видимому, они использовались в
магических обрядах, связанных с культом плодородия и культом мёртвых. Барабаны
покрыты геометрическим орнаментом и сценами с изображениями танцоров и лодок с
людьми. Возможно, эти сцены символизировали переход души человека в загробный
мир. Донгшонская культура, в которой отразились религиозные представления
древнейшего населения Юго-Восточной Азии, позже растворилась в местных
культурах Индокитая. Другой
центр художественного творчества находился в Центральном Вьетнаме, где в
течение почти полутора тысяч лет существовало государство Тьямпа (II—XV вв.). Искусство этого региона испытало
влияние индийской и китайской культур. Древнейшие
центры тьямского искусства — Мисон и Донгзыонг. Огромных комплексов, подобных
кхмерским, здесь не возводили. Для тьямского зодчества было типичным башенное
святилище с залом — калан. В плане
оно выглядело прямоугольником. Калан обильно украшали скульптурной резьбой и
статуями. Скульптуру
тьямов отличает отточенность деталей и мягкость изображения. Такова,
например, статуя бога Шивы из Донгзыонга (IX в.), олицетворяющая плодотворящие силы
природы. Искусство
Лаоса до сих пор мало изучено. Одна из древних построек на крайнем юге
Индокитая — кирпичная ступа-тхат Луанг (XVI в.). Лаосская ступа-тхат отличается
остроконечной, сильно расчленённой верхней частью, из-за чего образ традиционной
буддийской ступы меняется до неузнаваемости. Ват, буддийский монастырь в Лаосе,
также имеет своеобразные черты. В него включены павильоны с широкими 612 крышами,
которые ступенями поднимаются одна над другой. Для украшения таких построек
характерны коньки крыш, вздымающиеся подобно язычкам пламени — тхи. Основным
материалом для лаосской скульптуры служило дерево. Широко были распространены
покрытые позолотой небольшие деревянные статуэтки Будды. Причёска и ушниша (выступ
на темени) Будды превращались здесь в высокую корону, вытянутые мочки ушей — в
длинные серьги. Поверхность скульптуры, сплошь украшенная орнаментом, щедро
покрывалась драгоценными камнями. Буддийские скульптуры. Лаос. 613 Ьоробудур. VIII—IX вв Индонезия. эти постройки получили
название чанди. Храм состоит из цоколя (основания), средней части — святилища,
где находится изображение божества, и пирамидальной кровли, ступенчато
сужающейся кверху. С одной или двух сторон чанди расположен вход-портал, чуть
выступающий вперёд. Небольшая, но торжественная лестница ведёт к центральному
входу. Рельефы, украшающие храм, размещены в основном на портале, который
завершает кала — маска, напоминающая львиную голову. Выдающимся памятником буддийской
архитектуры является Боробудур — архитектурный комплекс, расположенный в
Центральной Яве (VIII—IX
вв.). Это один из самых больших и впечатляющих
ансамблей мира. Храм, построенный на вершине холма, покоится на огромной
каменной платформе. Над ней, пирамидально сужаясь, поднимаются пять квадратных
террас с |