|
Скульптура. Боробудур. VIII—IX вв. *кала (маска, напоминающая
львиную голову) — украшение входа в храм, характерное для яванского искусства.
Символизирует время и смерть, отгоняет демонов. 614 обходными коридорами по краям.
Ещё выше находятся три круглые террасы, на которых помещены семьдесят две
небольшие ступы. В каждой из них заключена скульптура сидящего Будды. Это
грандиозное и величественное сооружение увенчано в центре большой полой ступой
колоколообразной формы, напоминающей дагобы Шри-Ланки. К вершине храма с каждой
из четырёх сторон ведут крутые лестницы. Боробудур олицетворяет гору богов
Меру, которая, по древнеиндийским представлениям, является центром Вселенной.
Но в то же время этот комплекс символизирует ступенчатое восхождение наверх,
что отражает буддийское учение о пути к истине и просветлению. Этой идее вторит
скульптурное убранство ансамбля. В сценах, расположенных на нижних ярусах
храма, представлена земная жизнь Будды. Рельефы, украшающие следующие ступени,
изображают бодхисаттв — помощников Учителя. Статуи сидящего Будды в ступах,
находящихся на круглых террасах, олицетворяют духовное совершенство. И наконец,
венчающая композицию большая ступа символизирует высшую ступень
познания мира. Перед посетителями как будто разворачиваются страницы
грандиозной иллюстрированной книги буддизма. Великолепный ансамбль
Боробудур, его архитектура и скульптура, -- уникальный пример совершенного
воплощения религиозной идеи в искусстве. Скульптура настраивает человека на
размышления, архитектура помогает ему отрешиться от суеты. Необъятное пространство,
окружающее человека на верхнем ярусе ансамбля, тишина, царящая там, дают
возможность ощутить мир как целое, почувствовать его гармонию и порядок. Искусство Индонезии — ещё один
пример многообразия художественной культуры Юго-Восточной Азии. Имея общий
образец—индийскую культуру, искусство этого региона не перестаёт удивлять как
своей традиционностью, так и смелым новаторством. Тесное общение культур Индии
и Юго-Восточной Азии, их очевидное духовное единство не только не помешали, но
и, напротив, способствовали сохранению их неповторимого облика. ИСКУССТВО
КИТАЯ ДРЕВНЕЙШИЙ
ПЕРИОД ПЕРИОД
ШАН-ИНЬ ПЕРИОДЫ
ЧЖОУ И ЧЖАНЬГО ПЕРИОДЫ
ЦИНЬ И ХАНЬ ПЕРИОД СЕВЕРНАЯ
ВЭЙ ПЕРИОДЫ СУН И ТАН ПЕРИОДЫ МИН
И ЦИН ИСКУССТВО
ТИБЕТА ИСКУССТВО
МОНГОЛИИ ИСКУССТВО
КОРЕИ ИСКУССТВО
ЯПОНИИ АРХИТЕКТУРА СКУЛЬПТУРА ЖИВОПИСЬ И
ГРАФИКА Огромный
регион, условно называемый Дальним Востоком, включает в себя Китай, Японию,
Корею, Монголию и Тибет — страны, имеющие ряд сходных черт, но одновременно и
значительные различия в культуре. Все страны Дальнего Востока
испытывали воздействие древних цивилизаций Китая и Индии, где ещё в I тысячелетии
до н. э. возникли философско-религиозные учения, положившие начало
представлению о природе как всеобъемлющем Космосе — живом и одухотворённом
организме, который живёт по своим собственным законам. Природа оказалась в центре
философских и художественных исканий всего средневекового периода, а её
закономерности считались универсальными, определявшими жизнь и взаимоотношения
людей. С многообразными проявлениями природы сопоставлялся внутренний мир
человека. Это повлияло на развитие символического метода в изобразительном
искусстве, определив его иносказательный поэтический язык. В Китае, Японии и Корее
под влиянием подобного отношения к природе формировались виды и жанры
искусства, строились архитектурные ансамбли, тесно связанные с окружающим
ландшафтом, зарождалось садово-парковое искусство и, наконец, происходил
расцвет пейзажной живописи. |