|
Под влиянием древнеиндийской
цивилизации стал распространяться буддизм, а в Монголии и Тибете — также
индуизм. Эти религиозные системы принесли в страны Дальнего Востока не только
новые для них идеи, но и оказали непосредственное влияние на развитие
искусства. Благодаря буддизму во всех странах региона появился неизвестный
прежде новый художественный язык скульптуры и живописи, были созданы ансамбли,
характерной особенностью которых стало взаимодействие архитектуры и
изобразительного искусства. Особенности изображения
буддийских божеств в скульптуре и живописи складывались на протяжении многих
веков как особый язык символов, выражавший представления о мироздании,
нравственных законах и предназначении человека. Таким образом закреплялись и
сохранялись культурный опыт и духовные традиции многих пародов. В образах
буддийского искусства воплощались идеи противоборства добра и зла, милосердия,
любви и надежды. Все эти качества определили своеобразие и общечеловеческую
значимость выдающихся творений дальневосточной художественной культуры. 618 619 ИСКУССТВО
КИТАЯ Китай или Срединное царство,
как с незапамятных времён именуют его китайцы, — страна, раскинувшаяся на
необъятных просторах Восточной и Центральной Азии. Здесь около шести тысяч лет
назад зародилась одна из древнейших цивилизаций, которая оказала влияние на
развитие всех народов, населявших страны Дальнего Востока. Китайская
письменность стала основой письменности корейцев, вьетнамцев и японцев. Многие
изобретения китайцев, такие, как шёлк, порох и компас, являются достоянием
всего человечества. В Китае впервые появились фарфор, бумага, кисти, тушь и книгопечатание. Культура Китая отличалась не
только многообразием, но и большой жизнестойкостью. Междоусобные войны,
крестьянские восстания и разрушительные набеги завоевателей не помешали
искусству этой страны вплоть до позднего Средневековья сохранить
преемственность традиций, впитать и преобразовать все внешние культурные
влияния. ДРЕВНЕЙШИЙ
ПЕРИОД Древнейшие племена, заселившие
плодородные долины больших рек Китая в V—III тысячелетиях
до н. э., создавали поселения из небольших, углублённых в землю глинобитных
хижин. Они возделывали поля, разводили домашних животных, знали многие ремёсла.
Обнаруженная на территории Китая керамика того времени — сосуды из бледно-жёлтой
или красновато-бурой обожжённой глины по месту первых раскопок была названа
Яншао. В этих сосудах хранили вино и масло, готовили пищу, а большие сосуды
служили погребальными урнами. Вылепленные вначале вручную, а
впоследствии с помощью гончарного круга, глиняные изделия — вазы, Сосуды Яншао. III тысячелетие до н. э. 620 чаши, блюда, миски —
отличались необычайной правильностью форм. Их обжигали при температуре около
полутора тысяч градусов Цельсия, а затем лощили кабаньим зубом, благодаря чему
они становились гладкими и блестящими. Верхнюю часть сосудов покрывали
сложными геометрическими узорами — треугольниками, спиралями, кругами и
ромбами, а также изображениями зверей. |