|
ПЕРИОД
ШАН-ИНЬ Следующий период истории Древнего
Китая получил название Шан-Инь (XVI—XI в. до
н. э.) по имени племени, заселившего долину реки Хуанхэ во II тысячелетии
до н. э. Именно тогда образовалось первое китайское государство, во главе ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНИХ КИТАЙЦЕВ О ВСЕЛЕННОЙ Во всех
явлениях природы древние китайцы видели волю духов и богов. Они обожествляли
облака и дождь, ветер и гром, которых представляли себе в образах драконов,
птиц и зверей. Однако человек нуждался в надёжных защитниках, поэтому возникло
и другое верование — культ предков. Считалось, что духи предков заботятся о
потомках. В свою очередь душам умерших предков тоже служили — ухаживали за
могилой, совершали жертвоприношения. Чтобы душа предка ни в чём не нуждалась,
в могилу клали различные ремесленные изделия — оружие, бронзовые сосуды,
резные камни, драгоценности. Когда
образовалось государство, возникло представление о небе как могущественном
верховном божестве Вселенной. По представлениям древних китайцев, земля
квадратная, их собственная родина находится в её центре, а небо над ней имеет
форму окружности. Поэтому они и называли свою страну Чжунго' (Срединным
Царством) или Тянься' (Поднебесной). В разные времена года небу и земле
приносили обильные жертвоприношения. Для этого за чертой города возводили специальные алтари: круглые — для
неба, квадратные — для земли. МАГИЧЕСКИЕ СОСУДЫ Тяжёлые
монолитные бронзовые сосуды, созданные в период Шан-Инь, служили для
жертвоприношений духам природы и духам—покровителям племени. В них как бы
соединились все сложившиеся к этому времени представления о мире. Сосуды, с
большим мастерством отлитые из сплава меди и олова, были покрыты рельефом.
Главное место в нём отводилось воплощавшим стихию неба и воды изображениям
птиц и драконов, цикад, предвещавших хороший урожай, быков и баранов, суливших
людям сытость и благоденствие. Иногда изображали собирательный образ зверя —
охранителя человека, который объединял в себе черты тигра, дракона и барана.
Сосуды были разнообразными по форме. В прямоугольных огромных чанах на
четырёх ножках с двумя ручками «фан-дин» готовили жертвенное мясо. Высокий,
стройный, расширяющийся внизу и вверху кубок «гу» предназначался для
жертвенного вина. Обычно на поверхность этих сосудов наносили тонкий
спиралевидный линейный «узор грома» («лэй-вэнь»), на фоне которого в технике
рельефа исполняли основные изображения. Объёмные звериные морды как бы
вырастали из бронзы. Эти сосуды должны были охранять человека и защищать
посевы от злых сил, поэтому они сами часто имели форму зверей и птиц, а их
поверхность сплошь заполняли выступы и гравировка. Причудливую и фантастичную
форму древнекитайских бронзовых сосудов с драконами упорядочивали четыре
вертикальных выпуклых ребра, расположенных по сторонам. Эти рёбра
ориентировали сосуды по сторонам света, подчёркивая их ритуальный характер. Бронзовые сосуды. II тысячелетие до н. э. 621 |