|
ПЕРИОДЫ МИН И ЦИН В XIII в. Сунская империя прекратила своё
существование. Страна, завоёванная монголами, почти на девяносто лет
оказалась во власти чужеземной династии Юань. Существенный удар был нанесён по
хозяйственной жизни и культуре Китая. Сгорели дворцы, были разграблены
ценности. В тот тяжёлый период крупнейшие художники бежали на юг, нашли
прибежище в далёких провинциях. Их картины полны печали, они постепенно
приобрели особый иносказательный смысл, выражая скрытые от всех движения души.
Чаще всего живописцы,
как, например, У Чжэнь (XIV в.), изображали какой-нибудь один природный мотив, например бамбук,
гнущийся под ветром. Он олицетворял стойкого духом благородного человека.
Самым лиричным и тонким живописцем этого времени был Ни Цзан (XIV в.). Его немногословные, исполненные печали
одноцветные пейзажи, написанные на белоснежной мягкой бумаге, изображающие
одинокие деревья, маленькие островки, затерянные в водных просторах. Овеянные
тоской по прошлому, они передают тонкие оттенки настроения. В
результате долгой борьбы в середине XIV столетия монгольское 635 ПЕКИН Пекин с В плане
Пекин представлял собой два примыкавших друг к другу, обнесённых стенами
прямоугольника, соединённых между собой воротами. Весь город пересекала
Большая Пекинская магистраль. Она завершалась у северной стены башнями
Колокола и Барабана, где происходили важнейшие события в жизни страны. Когда
император направлялся для молитв об урожае в Тяньтань (Храм Неба) — на башне
били в барабан, когда он входил в Таяймяо (Храм Предков) — били в колокол.
Магистраль, разделявшая город на две симметричные части, имела скорее
символическое, нежели практическое значение. Пройти по ней через весь город не
представлялось возможным. Путь преграждали как стены императорского дворца,
так и искусственно созданный к северу от него огромный холм Цзиньшань,
достигавший в высоту шестидесяти метров. Подобные холмы — защитники от злых
духов (которые, по поверью, могли двигаться только по прямой дороге) — были
почти обязательной принадлежностью каждого китайского города. Город без
вершины, по представлениям китайцев, был всё равно что без стен и ему грозила
неминуемая гибель. Крыши
дворцов, храмов, городских стен, башен над воротами и парковых павильонов стали
покрывать цветной черепицей в соответствии с символикой: золотистый цвет
символизировал могущество императора, землю и спелые плоды; синий — небесную
лазурь, мир и покой; зелёный цвет — древесную листву. Главным
ансамблем Пекина являлся расположенный в центре монументальный и торжественный
императорский дворец — Запретный город, окружённый со всех сторон красными
стенами высотой десять метров и окружённый рвом с водой. Вся жизнь правителей
Срединного государства протекала в его пределах. Императорский дворец, в
котором жили несколько тысяч чиновников, охранников, наложниц и рабынь,
представлял собой своего рода государство в государстве со сложной системой
подчинения старшим по должности, со своими законами и судом. Дворец разделялся
на несколько частей — центральную парадную, состоявшую из ряда площадей и
приёмных залов, и боковые, отделённые коридорами. Здесь располагались жилые
покои, театры, сады и беседки. Северная часть завершалась императорским садом с
причудливыми горками, мозаичными дорожками, редкими породами деревьев. Общая
площадь дворца составляла семьсот двадцать тысяч квадратных метров. |