|
654 Сад
Рёандзи. Фрагмент. XV в. Киото. Сад
Дайсэн-ин. Начало XVI в. Монастырь Дайтокудзи. Киото. европейцами,
впервые прибывшими туда в замок
Химэдзи (1601 —1609 гг.), один из самых красивых, названный за белизну башен и
стен Замком Белой Цапли. Его многоярусные изогнутые крыши действительно создают
образ парящей в небе птицы. Однако
внутренние войны затухали, а замки всё более стали походить на дворцы,
превратившись наконец в резиденции феодалов и их приближённых. Выдающиеся
произведения японской архитектуры начала XVII в. — роскошный замок сёгуна (правителя
страны) Нидзё в Киото и ансамбль загородного императорского дворца Кацура,
расположенный недалеко от Киото. СКУЛЬПТУРА Первый
расцвет буддийской скульптуры относится к VIII столетию, когда был построен столичный
город Хэйдзё-кё. К тому времени японская скульптура имела уже вековой опыт
создания разнообразных статуй буддийских божеств, которые делали из бронзы,
дерева, лака. В Замок
Химэдзи (Замок Белой цапли). 1601—1609 гг. 655 затем
деревянный остов, обложенный глиной, наконец, сделали формы для отливки. На
это ушло два года. После многих неудач гигантская статуя высотой в шестнадцать
метров была отлита (один только средний палец руки Будды составлял около двух
метров). На сооружение статуи ушло четыреста тонн меди, восемьдесят две тонны
олова и большое количество золота. Трудно представить, как ошеломляла эта
статуя современников, каким чудом выглядела она, ещё не закрытая огромным
храмом, среди гор, лесов и полей, рядом с низкими жилищами простых людей и
даже с дворцами знати. Завершив
работы над статуей, стали возводить храм как её вместилище. Строительство было
закончено в Помимо
Тодайдзи в повой столице построили немало храмов и монастырей, где находились
святыни — великолепные образцы буддийской скульптуры VIII столетия. В IX—X вв. существенно изменились образы
буддийской скульптуры, Появились многоголовые и многорукие статуи, а также
божества с устрашающими лицами, вздыбленными волосами и сверкающими огромными
глазами. В храмах того времени часто встречается изображение богини милосердия
Ка'ннон в разных обличиях: то это чарующая мягкой женственностью дарительница
благ, то суровое божество, Ханива.
V в. Ха'нива
(япон. «глиняный круг») — древнейшая скульптура Японии (I—II
вв.). Изготовляли такие модели, накладывая одно на другое вылепленные
от руки кольца из глины. |