|
Традиционный японский дом. 653 ИКЭБАНА Искусство
расстановки цветов в вазах — икэбана («жизнь
цветов») — восходит к древнему обычаю возложения цветов на алтарь божества,
который распространился в Японии вместе с буддизмом в VI в. Чаше всего композиция в стиле того
времени — рикка («поставленные цветы») — состояла
из ветки сосны или кипариса и лотосов, роз, нарциссов, установленных в старинных
бронзовых сосудах. С
развитием светской культуры в X—XII вв. композиции из цветов устанавливали во
дворцах и жилых покоях представителей аристократического сословия. При императорском
дворе стали популярны особые состязания по составлению букетов. Во второй
половине XV в. появилось новое направление в искусстве икэбаны, основателем которого
был мастер Икэнобо Сэнъэй. Произведения школы Икэнобо отличались особой
красотой и изысканностью, их устанавливали у домашних алтарей, преподносили в
качестве подарков. В XVI столетии с распространением чайных
церемоний сформировался специальный вид икэбаны для украшения
ниши-«токонома» в чайном павильоне. Требования простоты, гармонии, сдержанной
цветовой гаммы, предъявлявшиеся ко всем предметам чайного культа, распространялись
и на оформление цветов — тябана («икэбана
для чайной церемонии»). Знаменитый мастер чая Сэнно Рикю создал новый, более
свободный стиль — нагэирэ («небрежно поставленные
цветы»), хотя именно в кажущейся беспорядочности заключалась особая сложность
и красота образов этого стиля. Одним из видов «нагэирэ» была так называемая
«цурибана», когда растения помешались в подвешенном сосуде в форме лодочки.
Такие композиции подносили человеку, вступавшему в должность или оканчивающему
учёбу, так как они символизировали «выход в открытое житейское море». В XVII — XIX вв. искусство икэбаны получило широкое распространение,
возник обычай обязательного обучения девушек искусству составления букетов.
Однако из-за популярности икэбаны композиции упростились, пришлось отказаться
от строгих правил стиля «рикка» в пользу «нагэирэ», из которого выделился ещё
один новый стиль сэйка или сёка («живые
цветы»). В конце XIX в. мастер Охара Усин создал стиль морибана, основное
новшество которого заключалось в том, что цветы размещались в широких сосудах. В
композиции икэбаны присутствует, как правило, три обязательных элемента,
обозначающие три начала: Небо, Землю и Человека. Они могут воплощаться цветком,
веткой и травой. Их соотношение друг с другом и дополнительными элементами
создаёт разные по стилю и содержанию произведения. Задача художника состоит не
только в том, чтобы создать красивую композицию, но и наиболее полно передать
в ней собственные раздумья о жизни человека и его месте в мире. Произведения
выдающихся мастеров икэбаны могут выражать надежду и грусть, душевную
гармонию и печаль. По
традиции в икэбане обязательно воспроизводится время года, а сочетание
растений образует общеизвестные в Японии символические благопожелания: сосна и
роза — долголетие; пион и бамбук — процветание и мир; хризантема и орхидея —
радость; магнолия — духовная чистота и др. |