|
Другая
разновидность японских садов — тянива' («чайные
сады»), связанные с культом чая и чайной церемонией — тяною', получившей
распространение в конце XV в. Для чайной церемонии стали строить небольшие
павильоны, напоминавшие сельский домик или хижину рыбака. К павильону обычно
вёл специально разбитый сад. Художник чайного сада стремился создать атмосферу
покоя, отрешённости от повседневной суеты. Искусство японских садов — одно из
важных художественных открытий средневековой эпохи. XVI столетие стало временем обширных международных связей Японии, в том
числе знакомства с 652 ТРАДИЦИОННЫЙ ЯПОНСКИЙ ДОМ Конструкция
традиционного японского лома сложилась к XVII— XVIII в. Он представляет собой деревянный каркас
с тремя подвижными стенами и одной неподвижной. Стены не несут функций опоры,
поэтому они могут раздвигаться или даже сниматься, служить одновременно и
окном. В тёплый сезон стены представляли собой решётчатую конструкцию,
оклеенную полупрозрачной бумагой, пропускавшей свет, а в холодное и дождливое
время их прикрывали или заменяли деревянными панелями. При большой влажности
японского климата дом необходимо проветривать снизу. Поэтому он приподнят над
уровнем земли приблизительно на шестьдесят сантиметров. Чтобы предохранить
опорные столбы от гниения, их устанавливали на каменные основания. Лёгкий
деревянный каркас обладал необходимой
гибкостью, что уменьшало
разрушительную силу толчка при частых в стране землетрясениях. Кровля,
черепичная или тростниковая, имела большие навесы, которые предохраняли бумажные
стены дома от дождя и палящего летнего солнца, но не задерживали низких
солнечных лучей зимой, ранней весной и поздней осенью. Под навесом кровли располагалась
веранда. Пол жилых
комнат покрывали соломенными циновками-«татами», на которых главным образом
сидели, а не стояли. Поэтому и все пропорции лома были ориентированы на
сидящего человека. Поскольку в доме не было постоянной мебели, спали на полу,
на специальных толстых матрацах, которые убирали днём в стенные шкафы. Ели,
сидя на циновках, за низкими столиками, они же служили для различных занятий.
Раздвижные внутренние перегородки, обтянутые бумагой или шёлком, могли делить
внутреннее помещение в зависимости от потребностей, что позволяло использовать
его более разнообразно. Однако полностью уединиться внутри дома каждому его
обитателю было невозможно, что повлияло на внутрисемейные отношения в японской
семье, а в более общем смысле — на особенности национального характера
японцев. Важная
деталь дома — располагавшаяся у неподвижной стены ниша-«токонома», где могла
висеть картина или стоять композиция из цветов — икэбана. Это был духовный
центр дома. В украшении ниши проявлялись индивидуальные качества обитателей
дома, их вкусы и художественные наклонности. Продолжением
традиционного японского лома был сад. Он выполнял роль ограждения и одновременно
связывал лом с окружающей средой. Когда раздвигали наружные стены дома, исчезала
граница между внутренним пространством дома и садом, и создавалось ощущение
близости к природе, непосредственного общения с ней. Это было важной
особенностью национального мироощущения. Однако японские города росли, размеры
сада уменьшались, нередко его заменяла небольшая символическая композиция из
цветов и растений, которая выполняла ту же роль соприкосновения жилища с миром
природы. |