|
ца Мира и
Спокойствия), построенный также по китайскому образцу (ныне город Киото). По
наименованию столицы вся эпоха называется эпохой Хэйан (794—1185 гг.). Произведения
светской архитектуры эпохи Хэйан не сохранились. Один из храмов, построенных
в то время, — Павильон Феникса, названный по изображению этой фантастической
птицы на кровле здания, — построили в Во второй
половине XII в. борьба за власть двух крупнейших аристократических семейств завершилась
победой военачальника Минамото Ёритомо, провозгласившего себя сёгуном —
правителем страны. Начался период господства военного сословия — буси (в европейской
терминологии — самураев), под влиянием которого возникли новые идеалы как в
жизни японского общества, так и в искусстве. Главным событием в архитектуре XII— XIII вв. стало восстановление сооружений в
старой столице Хэйдзё-кё, разрушенных и сожжённых во время междоусобных войн.
Так, в Храмовый
ансамбль Хорюдзи. VII в. Нара. 651 Кондо
(Золотой Зал). VII в. Храмовый
ансамбль Хорюдзи. Нара. Павильон
Феникса. Монастырь
Бёдоин близ Киото. Новые
веяния в архитектуре XIV—XV вв. были связаны с учением буддийской секты Дзэн (Созерцание). Секта
призывала не только любоваться природой, но и стремиться увидеть в ней общие
законы мироздания. По учению Дзэн, сама природа — это «тело Будды», живое и
одухотворённое целое. Приобщаясь к природе, можно найти путь к истине,
просветлению. Важным
новшеством дзэнских монастырей стали особые символические сады, где на
небольшом участке земли художник настолько искусно располагал деревья, кустарники,
камни, что у человека, созерцающего сад, создавалось впечатление далёкого
пространства. В дзэнских садах обычно не было цветущих растений. Главными элементами
композиции такого сада были камни, тщательно подобранные по размерам и форме,
и вода, которая могла быть как настоящей — в виде водоёма или ручья, так и
символической — в виде песка или гальки. Самые
известные дзэнские сады находятся в Киото. Сад Рёандзи, созданный во второй
половине XV в., представляет собой сравнительно небольшую прямоугольную площадку
(ширина которой составляет девятнадцать метров, а длина — двадцать три
метра), засыпанную белым гравием. На ней расположены группы камней: пять, два,
три, два, три. Всего пятнадцать. Каждая группа окружена буро-зелёным мхом, частично
затянувшим и сами камни. С любой точки веранды, откуда можно созерцать сад,
видны лишь четырнадцать камней. Это создаёт впечатление какой-то тайны,
чего-то необычного, скрытого за внешней простотой. Хотя в саду нет ничего
изменяющегося, увядающего, он всегда разный в зависимости от времени года и
суток. |