|
В японской
мифологии родоначальниками всего в мире считались божественные супруги
Идзана'ги и Идзана'ми. От них произошла триада великих богов: Аматэра'су —
богиня Солнца, Цукиёми — богиня Луны и Сусаноо — бог бури и ветра. По
представлениям древних японцев, божества не имели зримого облика, а воплощались
в саму природу — не только в Солнце и Луну, но и в горы и скалы, реки и
водопады, деревья и травы, которые почитались как духи-ками (слово «ками» в
переводе с японского означает «божественный ветер»). Такое обожествление
природы сохранялось на протяжении всего периода Средневековья и получило
название «синто» — «путь богов», став японской национальной религией; европейцы
называют её синтоизмом. Истоки
японской культуры уходят корнями в глубокую древность. Самые ранние
произведения искусства относятся к IV—II тысячелетиям до н. э. Наиболее длительным и
самым плодотворным для японского искусства был период Средневековья (VI—XIX вв.). АРХИТЕКТУРА В середине VI в. в Японии возникло первое государство. В
то же время в стране распространился буддизм — мировая религия, пришедшая в
Японию из Китая через Корею. Буддизм был носителем не только новой идеологии
общества, но и новых форм искусства. До нашего
времени сохранился возведённый в первые годы VII столетия храмовый ансамбль Хорюдзи. Центр
его — прямоугольный двор, окружённый крытыми галереями, с воротами на южной
стороне и залом для проповедей на северной. Внутри двора помещаются Кондо
(Золотой Зал) и пятиярусная пагода, возвышающаяся на тридцать два метра. Считается,
что это самые древние деревянные сооружения на земном шаре. «Чудо красоты» ансамбля
Хорюдзи заключается в удивительном равновесии и гармонии двух разных по форме
зданий: храма с его лёгкими, как бы парящими крышами и устремлённой вверх пагоды,
завершающейся шпилем с девятью кольцами — символом буддийских небесных сфер. В начале VIII в. началось строительство первой постоянной
столицы Японии — города Хэйдзё-кё (Цитадель Мира); ныне это город Нара.
Раньше по местному обычаю столицу переносили каждый раз, когда на престол
восходил новый правитель. Город застраивали по образу китайской столицы
Чанъань (ныне город Сиань). Выдающимся примером архитектуры той эпохи стал
храмовый комплекс Тодайдзи (Великий Восточный Храм) — главная государственная
святыня и зал для колоссальной бронзовой статуи Будды Бирусяна (Всеозаряющий
Свет). Несмотря на то что ансамбль в течение веков неоднократно разрушался и
перестраивался, он и сейчас выглядит величественно. В Пагода.
VII в. Храмовый
ансамбль Хорюдзи. Нара. 650 Святилище Исэ. III в. Префектура Миэ. Подлинные
архитектурные памятники древности в Японии не сохранились. Самое раннее
синтоистское сооружение — комплекс храмов в Исэ, относящихся к III—V вв. н. э, — дошло до наших дней благодаря
обычаю перестраивать и обновлять храмы каждые двадцать лет. Впервые святилище
Исэ перестроили в конце VII столетия. |