|
Величественный
ансамбль Кёнбоккун (Дворец, Излучающий Счастье) возводила в 1394—1396 гг. целая
армия мастеров — резчиков по дереву, лакировщиков, живописцев, работников по
металлу, садоводов. На территорию комплекса входили через каменные ворота,
первый внутренний двор пересекался каналом, облицованным мраморными плитами.
Следующий за ним главный парадный двор вмещал в себя четырёхугольный тронный
зал Кынджонджон (Павильон Неустанного Управления). Лестницы украшали фигуры
животных и птиц, выполненные в мраморе. Высокая черепичная крыша с огромными
выступающими краями как бы плавно «парила» в воздухе. В
оформлении дворцовых зданий важную роль играла живопись. В период Ли мастерство владения кистью
считалось одной из конфуцианских добродетелей. В конце XIV в. была основана придворная Академия
Тохвасо, а к XV в. сложились основные жанры корейской живописи, близкие китайским, —
портрет, пейзаж, «цветы-птицы». Картины-свитки писали на шёлке или бумаге
тушью и минеральными красками. Однако особо ценилась живопись чёрной тушью с
её богатством оттенков, изяществом линий. Крупнейшими живописцами XV в. были Ан Гён и Кан Хиан, вдохновлявшиеся
произведениями китайских мастеров Сунского периода, а также Ли Ам и Ли Джон (XVI в.), работавшие в жанре «цветы-птицы». Они,
наблюдая природу, доносили до зрителя жизнь огромного мира, шорохи листьев,
крики птиц, трепет бамбука под ветром. Близки к пейзажной живописи своей философской
мудростью Дворцовый
ансамбль Чхандоккун. XV в. Сеул. 647 Дворцовый
ансамбль Чхандоккун. XV в. Сеул. Ан
Гён. Пейзаж. XV в. Национальный музей, Сеул. Кан
Хиан. Созерцание у воды. XV в. Национальный музей, Сеул. 648 Чонг Сон. Алмазные горы. Чонг Сон
(1676—1759) — основоположник национального корейского пейзажа. Отказавшись от
подражания китайским мастерам, выработал свой собственный неповторимый стиль.
На полотнах художника изображены поэтические и трогательные образы родной
природы: горы, деревья, выросшие на скалах. Ли
Ам. Птицы.
XVI в. Национальный музей, Сеул посмертные
портреты знати, всегда отвечавшие конфуцианским представлениям о нравственном
совершенстве умершего человека, а потому представлявшие его идеальный облик,
в котором важными достоинствами считались признаки возраста и пережитых
невзгод, В
прикладном искусстве по-прежнему славилась керамика. Её формы и узоры заметно
изменились, в них проявилась большая живописность. Особой красотой отличались
сосуды типа «пунчхон» —
нежнейшие серо-голубые и серо-зелёные, покрытые белым узором, напоминающим
снежинки. В XV—XVI вв. наряду с керамикой начали производить белоснежный фарфор. Славятся
корейские расписные и инкрустированные перламутром лаковые шкатулки, подносы,
сундуки, столики, шкафчики. Все изделия, выполненные корейскими мастерами,
отмечены тонким художественным вкусом, изысканностью и совершенством форм. ИСКУССТВО ЯПОНИИ Япония
расположена на островах Тихого океана, протянувшихся вдоль восточного
побережья Азиатского материка с севера на юг. Японские острова находятся в
зоне, подверженной частым землетрясениям и тайфунам. Жители островов привыкли
постоянно быть настороже, довольствоваться скромным бытом, быстро
восстанавливать жилище и хозяйство после стихийных бедствий. Несмотря на
природные стихии, постоянно угрожающие благополучию людей, японская культура
отражает стремление к гармонии с окружающим миром, умение видеть красоту
природы в большом и малом. |